Блог Маши Цукановой

Блог Маши Цукановой

Девальвация слова

 

Главный редактор КоммерсантЪ Weekend-Украина Маша Ъ-Цуканова нашла адекватные слова о любви.

 

 

Я давно хочу сказать о девальвации слов, и вот представился повод – кликнув на одну из соседних ссылок, увидела репортаж со свадьбы Ирэны Карпы. Она только что вышла замуж. А ведь всего полтора года назад она уже выходила замуж за другого мужчину. И никто, боюсь, не удивится, если через год она снова пойдет под венец с кем-нибудь следующим.

Вопрос, конечно, не в ней. Возможно, в ее случае это просто стечение обстоятельств – кто знает, что творится в голове и в жизни у этого конкретного человека. Фокус в том, что таких как она очень и очень много. Сколько браков распадается спустя год? Половина? А сколько их распадается вообще? 80%?

Я не бросаюсь на защиту ортодоксальной семьи: никогда не была замужем и не планирую. Меня беспокоит другое – девальвация слова. И если бы речь шла о словах "машина", "драгоценности", "одежда" – бог с ними, хотя, чего уж тут скрывать, это очень милые моему сердцу слова. Но ведь обесценивается святое – слова любви.

Возьмем первый попавшийся роман моего любимого периода – XVIII-XIX века (а то и XX, если под руку попадется что-то типа Вудхауза). В этом самом "любом" романе речь идет о двух тождественных валютах – чувствах и словах. Чувство "Я люблю тебя" равняется словам "Выходи за меня замуж". Последнюю фразу можно и вовсе не произносить -- когда возникает любовь, брак сам собою разумеется.

Но за последние 100 лет что-то сломалось, слова стремительно теряют вес. Не знаю, почему, но парочка социологов смогла бы защитить неплохие докторские диссертации, исследуя причины словесной инфляции. Там, где чувство говорит "Ты мне нравишься", мы почему-то произносим высокопарное "Я люблю тебя". Там, где стоило бы честно признаться "Я влюблен", мы предлагаем руку и сердце. Ясное дело, если сразу стартуешь с "люблю", а чувства растут и развитие событий требует новых признаний, то волей-неволей приходится повышать градус и жениться. Хотя женитьбы эта абсолютно ничем не оправдана.

В XIX веке одно чувство стоило одного слова. Теперь одно чувство стоит ста слов, и даже этих слов уже не хватает. Можно ли считать предложение руки и сердца апофеозом любви, если это третье предложение в твоей жизни? Один мой товарищ, хитрый татарин, ловко выкрутился из ситуации. Своей третьей жене он сделал upgraded предложение – повел ее не только в ЗАГС, как предыдущих невест, а еще и в церковь. Вот только что он будет делать, если, не дай бог, на горизонте возникнет четвертая жена?

Многие, наверное, помнят, как дико было в середине девяностых отдавать за обыкновенный глянцевый журнал 1.000.000 гривен. Журнал ведь – это ужасно мало, а миллион – ужасно много. Сейчас значительно комфортнее, не так ли? Один журнал – 10 гривен. А как было бы замечательно, если бы один журнал стоил одну гривну. Полное психологическое спокойствие, мир и благодать.

Парадокс в том, что девальвация валюты, каких-то бумажек, беспокоит всех и каждого. Над этим вопросом бьются ученые, газеты следят за каждым шагом министра финансов и главы нацбанка, студенты зубрят полиэкономию, домохозяйки на кухнях судачат о росте и падении курса. А любовь, получается, никому не интересна. Ну "люблю", ну "замуж", ну "развод" – скукота, если речь о соседях. Или новость на один день, если речь о Бреде Пите.

Я, правда, не понимаю, что не так с фразой "ты мне нравишься". То есть, ясно, что заявить это девушке сейчас проблематично, поскольку все предыдущие ее бойфренды начинали сразу с "люблю". А ты на их фоне со своим "нравишься" покажешься просто бесчувственным чурбаном, и роман ваш тут же сдуется. Но если абстрагироваться от бывших любовников, то ведь фраза на самом деле полна нежности и очарования. А главное, точно отражает цену вопроса. И дает по крайней мере год форы, чтобы следующие слова – "я люблю тебя" произнести с полной ответственностью. А потом еще года три, чтобы "выходи за меня" оказалось не следствием ажиотажа и девальвации, а осмысленным предложением. А там, гляди, и брак не распадется, и собаку с детьми делить в горячке не придется.

Или дело в том, что фраза "я люблю тебя" так затерта, что больше не кажется страшной, а слова "ты мне нравишься" мы не привыкли слышать, произносить, и они пугают нас. Сказать это – значит, принять на себя ответственность за сказанное, а не просто спрятаться за банальной скороговоркой. Любить отважно и честно, совсем как в романах позапрошлого века.

А скучно, я готова поспорить, совсем не будет. Потому что между "нравишься", "люблю" и "замуж" есть тысяча переходных стадий. "Обожаю", "сводишь с ума", "привязываюсь", "ощущаю себя полноценным", "счастлив", "влюблен", "окрылен" – см. Брокгауза и Ефрона.

Но история отдельно взятой Ирэны Карпы все-таки не дает мне покоя. Она же писатель, и бывший муж ее Антон Фридлянд тоже писатель – по крайней мере, в Википедии оба они так называются. Как же два писателя, два человека, чье призвание – работать со словами и смыслами – могли так ошибиться в выражениях?

05.11.2009

Комментарии

Для того, чтобы добавлять комментарии к статьям, вам необходимо авторизоваться на сайте.
woman
  • 17.12.2009 14:28
  • Очень хорошая заметка, с правильной точки зрения.
    Аврора, Маша пишет именно о том, что любовь - очень глубокое чувство, и не всегда люди испытывают друг к другу именно его. Вы не поняли этого, прочитав заметку. Потому что "для кого-то любовь (собственно как и другие чувства) - чувство глубокое, обдуманное, для кого-то - поверхностное, легкое, азартное". Для того "кого-то", для кого "поверхностное, азартное" - это не любовь, а увлечение.
    А люди разбрасываются словами, называя увлечение любовью.

    Вдумывайтесь))
avrora
  • 14.11.2009 14:06
  • Если рассуждать над правдивостью и глубиной слов, при помощи которых мы высказываем свои чувства, можно в этих чувствах разочароваться и в дипрессию уйти. Ведь люди все разные: для кого-то любовь (собственно как и другие чувства) - чувство глубокое, обдуманное, для кого-то - поверхностное, легкое, азартное. Каждому -свое. И главное не то, на сколько процентов чувства соответствуют словам, а то, что в принципе человек способен чувствовать и ощущать потребность в любви.
carogna
  • 11.11.2009 22:36
  • Be who you are and say what you feel because those who mind don't matter and those who matter don't mind...
xoxol-t
  • 11.11.2009 23:27
  • А Вы вообще, философски перемудрили, даже больше, чем я иной раз мудрю :))) Сами фразу придумали или списали из какой-то умной книШки ??? (у мну переводчик просто не справляется с такими мудрёностями иностранного языка)
carogna
  • 12.11.2009 20:53
  • da net, ne peremudrila... na samom dele samie krasivie sloa dovolno prosti. Prosto nuzhno uchit inostrannie yaziki. Bivaet polezno
xoxol-t
  • 12.11.2009 22:19
  • На счёт простоты это да... Просто мои отношения с языками (даже с родными) характеризуются одним словом - дислексия... Так что взять с меня нечего, кроме анализов :)))
maurizio
  • 11.11.2009 13:13
  • Vera, before writing or speaking, try to think. I know that it might be difficult for you, but try. Try harder! Maybe (but just "maybe") you will avoid in sounding a real jerk.

    Baci e Saluti
    Maurizio
xoxol-t
  • 11.11.2009 22:04
  • Вы слишком правильно пишите, dear Maurizio...
    Писали бы с издёвкой или сарказмом может быть нашли бы
    поддержку в чьём нить литсе :))) А так - глас вопиющего в
    каменных джунглях...
kirpa
  • 11.11.2009 12:44
  • маша крутая
    она все правильно делает и пишет хорошо, хоть, временами, скучно
vera
  • 10.11.2009 20:27
  • конечно, Маша бросается фразами о том, что не хочет замуж - ее-то никто не берет.
    Живет со своим Маурицио, у которого семья есть на родине. Это ли не цинизм?
xoxol-t
  • 10.11.2009 21:23
  • Так хорошо есчо, что хотя бы так живут...
    Бывает, что и замуШ не берут и не живут...
    Это вААпче ЖОПА... ;)
olivka
  • 09.11.2009 11:40
  • Для Кеши - а что плохого в том, что девушка стремиться быть финансово независимой, умеет работать и зарабатывать. Если мужчины умеют зарабатывать и имеют талант к бизнесу, то это хорошо. А если женщина умеет работать и работает по н-цать часов в сутки, зарабатывает - то это плохо? Чтобы быть интересным человеком, а тем более интересной женщиной, быть красивым сейчас недостаточно. Что заставляет довольно успешных и обеспеченных женщин заниматься работой, благотворительностью, творчеством. Примеры Елены Франчук, Оксаны Марченко, Рамус, Ефросинина…Мужчины, мужья частенько лет через 3, 7, 20 (особенно когда дети уже выросли) теряют интерес к женам в силу ограниченных интересов и умений женщины, которая отдала себя только семье и детям. А потому время диктует, что женщина должна быть адаптирована к вызовам времени. И умение работать, успешно совмещать работу и дом, семью - неотъемлимая черта успешной женщины сегодня. А?
xoxol-t
  • 09.11.2009 19:02
  • Мдааа... Чётко Вы расписали... И таки так оно и есть...
    Допустим, когда я потеряю интерес к траханью с какой-то дамой, мну надо же чем-то заинтересовать, привлечь внимание и т.д. ??? ;) А для этого отнюдь не только в кастрюлях надо разбираться, а во многих многих вещах...
xoxol-t
  • 08.11.2009 01:27
  • to kesha... Что есть Маша Цуканова такое это мы и таГ поняли... Но при всём при этом, своей статьёй она добилась тоо, что пипл схавал, заглотил и теперь даже проявляет неподдельный интерес к обсуждению данной темы :)))
kesha
  • 07.11.2009 05:46
  • ))))MMMasha,redkogo tsinizma biznes- karyeristka,kotoraya ipo trupam i pod nim,i stateyki klepaet na potrebu,blin ekspert po roskoshi,analitik dush hrenov,zaglianite mashe v glaza deti i vam vse stanet yasno((((((
korneliya
  • 06.11.2009 12:22
  • Маша, спасибо за отличную статью, НО, с вами такого не случалось, поэтому вам трудно оценивать то, чего с вы не испытали:) знаю много пар, которые клялись в верности, но вмешивались внеземные силы, и они расходились совершенно неожиданно. Мне кажется, что вопрос не в девальвации слов, а в девальвации поступков.
trophy
  • 06.11.2009 13:02
  • А у Маши может быть еще все в переди, от этого никто не застрахован. И дело не внеземных силах, прекрасная korneliya, а дело в обстоятельствах. У кого то они сложились, у кого то еще нет, а у не которых и не сложатся. Главное, не надо ни каких сложных слов о верности.
korneliya
  • 06.11.2009 16:54
  • конечно, у Маши все впереди; я имела ввиду, что не нужно доверять словам, а лучше судить по делам. конечно дело и в обстоятельствах тоже, и еще дело в правильном выборе, а как узнать, что выбор сделан правильно?
grethen
  • 06.11.2009 18:35
  • следует полагать, что Маша-то как раз и знает, и примером своим это доказывает. за что ей от меня лично снятая шляпа, потому что не так уж просто сохранить собственное мнение на фоне всеобщей свадебной истерии.
    а сколько вы предлагаете выждать от встречи до брака, чтобы не ошибиться?
xoxol-t
  • 06.11.2009 18:37
  • Как одновременно мы пишем... :))) А сколько Вы предлагаете выждать до самой встречи ??? ;)
grethen
  • 06.11.2009 18:39
  • рабочий день идет к закату)
    до самой встречи? тут уже можно положиться на Карпуи ее последний опыт, ха!)
xoxol-t
  • 06.11.2009 18:43
  • Ггг... Понятно... То есть ни сколько :)))
    То есть практически прыгать
    Ф койку к первой встречной :)))
grethen
  • 06.11.2009 18:45
  • ну вот вы опять - а разве встреча = секс? хотя, большинство так и считает. и такой вот фаст во всем, как и пишет Маша.
xoxol-t
  • 06.11.2009 19:00
  • Да это не я... Это Вы сослались на опыт Карпы в плане скорости между встречей и постелью :)))
grethen
  • 06.11.2009 19:10
  • Над Карпой со свечкой не стояла (а жаль - по ее книгам, она умеет дать жару). Имела ввиду, что быстро от знакомстсва в Фейсбуке она перешла к встрече. хотя, подробности она оставила за кадром. и на том спасибо)
xoxol-t
  • 06.11.2009 19:22
  • Хыыы... В ФэйсБуке... Извращенка... Ни за что в и-нете не буду знакомиться :)))
xoxol-t
  • 06.11.2009 18:35
  • Нннууу... Судя по Вашей прелестной попочке, уважаемая
    korneliya, Вы-то должны всё знать о правильности выбора...
    Действительно, как узнать, что выбор сделан правильно ???
    Надо опробывать результаты выбора в действии...
    то есть в постели... :)))
Материалы данного сайта не могут быть использованы на других сайтах и изданиях без письменного подтверждения редакции JetSetter.
С более детальными правилами вы можете ознакомиться в разделе «Правила использования материалов портала JetSetter.ua»
© 2016