Ханеке, Гавана, и почему украинское кино вызывает грусть

Ханеке, Гавана, и почему украинское кино вызывает грустьСветский обозреватель JetSetter.ua Илона Матишинец продолжает делиться впечатлениями от фильмов, показанных на Одесском кинофестивале.

Из Канна с "Любовью"

Одесский кинофестиваль продолжается. Последним действительно поразительным фильмом, посмотренным здесь, стала «Любовь» Михаэля Ханеке. Думаю, с сюжетом фильма-обладателя «Золотой пальмовой ветви» знакомы если не все, то многие, но я все же напомню.

Пожилая пара, которую сыграли Эмманюэль Рива и Жан-Луи Трентиньян, доживает последние дни своей долгой супружеской жизни. Последние – потому что у нее случается инсульт, а он оставляет ее дома и начинает самоотверженно ухаживать за беспомощной угасающей супругой. Собственно, и весь сюжет.

Фильм очень сдержанный. Самые высокие эмоциональные точки связаны с ее признанием «Я не хочу так жить дальше» и его решением избавить ее от страданий. В кадре в течение двух часов только два героя – за редким исключением. Пространство – одна квартира, кроме первого кадра. Поэтому тем поразительнее, что оторваться от фильма невозможно.

Ханеке, Гавана, и почему украинское кино вызывает грусть

Я считаю, что ценность этого фильма не в том, чтобы показать существование «любви до гроба», иначе это было бы слишком просто. Ханеке не просто рассказывает историю, он магически совершает то, ради чего, как мне кажется, и существует кино. Режиссер берет зрителя за воротник и бросает в море фильма, и зритель не просто проживает жизнь с героями – он получает тот же опыт, который получили они. В этом и есть магия кино.

Ханеке, Гавана, и почему украинское кино вызывает грусть

Каждый день за любой из стен умирает пожилой человек, и мы старательно открещиваемся от созерцания этой картины, нанимая сиделок и помощников. Ханеке такой возможности нам не дает – он буквально заставляет наблюдать медленную смерть героини, при этом без особого натурализма, чем зачастую грешат режиссеры. Намек Ханеке на то, что это кино – «для нас», начинается с первого кадра, где перед нами, в таком же масштабе, как и зрительский зал кинотеатра, показан заполненный партер филармонии. Огромный экран становится зеркалом, в котором зрители условно видят самих себя.

Можно бесконечно делать выводы о фильме – о вынужденных объятиях героев, когда он пересаживает парализованную супругу в кресло, а выглядит это как обретение утраченной с годами физической близости. О голубе, который дважды залетает в квартиру и несет в себе то ли символику любви, то ли примету смерти. О текущей из крана воде, звук которой тревожно предупреждает о грядущем несчастии. Режиссер безупречен. И лично от себя хочу отметить очередную блестящую работу моего любимого оператора Дариуса Хонджи. Его просто не видно. Отточенные кадры, мягкий свет, долгие сцены позволяют нам без трудностей проникнуть в жизнь героев, не задерживаясь на пороге восприятия картинки, как это было, например, с пляшущей камерой Марко Онорато в Reality.

Из Гаваны, с любовью

Вторым фильмом, который хотелось бы отметить, стал «Гавана, я люблю тебя» – 7 киноновелл, за которые взялись режиссеры Лоран Канте, Бенисио дель Торо, Хулио Медем, Гаспар Ноэ, Элия Сулейман, Хуан Карлос Табио, Пабло Траперо. Фильм продолжает серию, запущенную лентой «Париж, я люблю тебя».

Ханеке, Гавана, и почему украинское кино вызывает грусть

Ханеке, Гавана, и почему украинское кино вызывает грусть

Анализировать эти зарисовки из реальности Гаваны нет смысла – их нужно смотреть и ими наслаждаться. Особое внимание публика уделила сюжету с Эмиром Кустурицей, который приехал на Гаванский кинофестиваль, напился вдрызг, получил там награду, поехал развлекаться дальше, обнаружил, что его темнокожий водитель потрясающе играет на духовых, подружился с ним, пообещал взять его в свой новый фильм, забыл награду в машине и улетел из Гаваны.

Ханеке, Гавана, и почему украинское кино вызывает грусть

Из Украины, с "Обычным делом"

А теперь – об украинском кино. Полностью украинский фильм «Обычное дело» показан не только в Национальном конкурсе Одесского кинофестиваля, но и Международном.

Картина режиссера Валентина Васяновича в очередной раз показывает нам со всех сторон тему драматического столкновения нежной украинской души с грубой реальностью, полной проблем, товаров и денег (преимущественно чужих). По правде говоря, настолько преданная любовь постсоветского кинематографа к этой теме вызывает раздражение – но, Боже, «снова вы!» Тем более, что им уровень исполнения, который демонстрируют авторы картины, заставляет думать, что они способны создать нечто более интересное.

Но в кадре, как и заявлено, обычное дело. Обычная украинская семья, будни которой проходят между цирком и дурдомом: жена играет гриб в театре юного зрителя, а муж работает психотерапевтом – однако, вместо того, чтобы реабилитировать наркоманов, скорее готов сам сойти с ума, глядя на то, как его подопечные разбивают головы о металлический шкаф с лекарствами. Однажды все это доводит его до края, и он в поисках справедливости врывается в кабинет главврача. И как раз тот момент, когда ее на столе порет (в прямом смысле, ремнем) любовник – в общем-то да, тоже обычное дело. На этом оплачиваемый дурдом заканчивается – его увольняют.

Ханеке, Гавана, и почему украинское кино вызывает грусть

Как обычно, с этого все и начинается. Героя беспокоит вопрос, где достать денег, не слезая с печи. При этом так, чтобы душа свернулась и развернулась – по призванию наш герой – поэт. За короткий период он успевает поработать чтецом стихов в ночном клубе и на собачьих похоронах. И параллельно вместе с другом предпринимает весьма успешную попытку построить свой бизнес, торгуя дерьмом. Буквально. Однако, несмотря на все попытки, гармония между прекрасной душой и грубым материальным миром так и не наступает. Редакторы не отвечают на разосланные письма со стихами, жену тоже не устраивают поэмы вместо ремонта, литературные вечера вгоняют героя в тоску – все не то. Свою неспособность и нежелание жить в материальном мире он оправдывает выбором в сторону духовности, бескомпромиссности и богатства внутреннего мира. А пойти работать в клинику к брату, защитить диссертацию, обеспечивать семью – для него означает отказ от самого себя, своей души. Почему-то герою не приходит в голову, что нищета внешняя и внутренняя одинаково неприемлемы.

Ханеке, Гавана, и почему украинское кино вызывает грусть

Фильм в Одессе показали не полностью, да еще и концовку изменили. Такой подход слегка озадачивает. "Мы вырезали концовку, потому что хеппи-энд показался нам фальшивым", – прокомментировал режиссер "Обычного дела" на пресс-конференции. У меня вопрос – фильм делали в течение пяти лет, неужто же нельзя было разобраться за это время с количеством сцен и финалом? Похоже, снимать кино мы будем учиться еще долго, как и правильно его презентовать.

Мне совсем не хочется обижать украинское кино (слава Богу, оно таки есть!), как и все остальное украинское. И, возвращаясь к собственному же заявлению, что судить художника нельзя, я повторяю это. Но весьма настораживает фраза исполнителя главной роли Виталия Линецкого: «Во времена, когда востребованы образы успешных бизнесменов и банкиров, сыграть двух неудачников – это прекрасно». Оно, конечно, прекрасно, но общая тенденция постсоветского открещивания от материальных ценностей в пользу даже не духовных – а так, начинает напрягать. Да простят меня представители любого искусства за следующие слова – но все же! Во время, когда Украине не помешали бы герои, а украинскому сознанию – избавиться от комплекса младшего брата, культивировать образ асоциального лоха и продвигать его от имени Украины на международных фестивалях я считаю немного неуместным. Но ждем и смотрим дальше!

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: