Клаудиа Кардинале, вопрос стилисту и Reality

Клаудиа Кардинале, вопрос стилисту и RealityСветский обозреватель JetSetter.ua Илона Матишинец отправилась на Одесский международный кинофестиваль, чтобы поделиться последними новостями киномарафона и впечатлениями от просмотренных фильмов.

Итак, третий Одесский международный кинофестиваль стартовал. В этом году Виктория Тигипко, Президент фестиваля, объявила сразу о нескольких нововведениях. Во-первых, ОМКФ перестал быть комедийным фестивалем, как об этом заявляли два предыдущих раза. Было принято решение расширить круг показываемых фильмов.

Во-вторых, главный приз — «Золотого Дюка» — теперь вручат не по мнению жюри, а по результатам голосования среди зрителей.

Клаудиа Кардинале, вопрос стилисту и Reality

На официальной пресс-конференции фестиваля, присутствовали Виктория и партнеры, но все внимание прессы отвлекла на себя Клаудиа Кардинале, которая, несмотря на прилепивший к ней титул «музы Федерико Феллини и Лучиано Висконти», преподала публике урок непафоса. Смеющаяся, в хорошем настроении, скорая на ответ актриса рассказала, что с удовольствием снимается в дебютных фильмах молодых режиссеров и без философствования призналась, что единственная сложность актерского мастерства – это не слишком отождествляться со своей ролью. А в остальном — побольше слушаться режиссера, который является «хозяином съемочной площадки».

Клаудиа Кардинале, вопрос стилисту и Reality

Урок непафоса

На самом деле, именно в этом уроке ОМКФ – неплохой в киношном смысле фестиваль, с премьерами Вуди Аллена и гостями вроде Питера Гринуэя – нуждается более всего. Взять хотя бы красную дорожку под палящим одесским солнцем. Богема, обязанная в разгар летней жары рядиться в непривычные и, прямо скажем, безвкусные платья в пол, делает эту самую красную дорожку кинофестиваля гротескной. Впрочем, кто сказал, что на красную дорожку умеют одеваться и большая часть светских персон? Возможно, чтобы избежать ощущения, что ты присутствуешь в цирке, правильнее было бы объявить ОМКФ демократичным фестивалем с демократичным дресс-кодом без смешной и жалкой пародии на Канн? Уж если Нонна Гришаева может петь псевдоджаз на сцене одесской Оперы, то к чему пафос? Тем более, в Одессе:)

Клаудиа Кардинале, вопрос стилисту и Reality

«Большой брат» против большой итальянской семьи

В прошлом году на церемонии открытия кинофестиваля показывали каннского «Артиста». В этом году – каннского же победителя – простой и самобытный, как неаполитанская пицца, фильм Маттео Гарроне Reality.

Reality взял Гран-при Каннского кинофестиваля – хоть и под свист публики. Я намеренно не привожу название фильма в переводе, чтобы сохранить двойной смысл слова – реалити как шоу и реалити как реальность. Фильм об этом – об объективной реальности, здравом смысле, нахождении на своем (пусть и несахарном) месте в мире, которым противостоят иллюзия, навязанная телевидением, ложный образ красивой жизни, тщеславие. Это если просто…

Клаудиа Кардинале, вопрос стилисту и Reality

Продавец гребешков и окуней в собственной рыбной лавке Лучано любим и ценим своей большой итальянской семьей, дружно проживающей в одном из обшарпанных дворов Неаполя. У Лучано имеются скромный комедийный талант, оптимизм, жена, трое детей и мечты о славе. Однажды пройдя кастинг на участие в шоу Grand Fratello (итальянский аналог «Большого брата»), продавец рыбы отправляется в Рим – на второй кастинг и, будучи уверенным в своей неотразимости, совершенно серьезно рассчитывает на то, что попадет в шоу и выиграет огромную кучу денег.

В голове Лучано, который в мечтах о попадании в шоу отрывается от окружающей реальности и погружается в лелеемую иллюзию, созревает третья реальность – микс из двух предыдущих. Он ждет звонка и представляет себя героем в центре своего родного неаполитанского дворика, а после и главной телезвездой. Все мысли Лучано только об этом, поэтому он без сожалений теряет жену, набожного друга, продает лавку, отдает местным бомжам все имеющееся имущество, будучи уверенным в том, что «Большой брат» буквально следит за ним через случайных прохожих – чтобы вынести окончательный вердикт.

Клаудиа Кардинале, вопрос стилисту и Reality

Клаудиа Кардинале, вопрос стилисту и Reality

В фильме много прозрачных символических сцен, которые отлично рассказывают историю психологического угасания героя. Показательной является сцена со сверчком, который неожиданно оказывается в опустевшем доме героя. Режиссер Матео Гарроне говорит, что сцена взята из реальной жизни. На удивление телегеничное насекомое «наблюдает» за Лучано, который заигрывает с ним, прячась за угол. Сверчок одновременно и показатель, и примета грядущего ухода героя – пусть и только психологического.

Клаудиа Кардинале, вопрос стилисту и Reality

В конце фильма Лучано, внешние признаки возвращения к реальности которого являются ложными, пробирается в павильоны, где снимается шоу, попадает в объектив камеры, нежно смеется над подтянутыми, красивыми и резко контрастирующими с носатым провинциалом участниками. А после расслабленно и счастливо растягивается на кушетке. Он обрел свою цель, свою исключительно субъективную, но уютную и комфортную реальность, в которой нет ни настойчивой жены, ни троих детей, ни обшарпанного неаполитанского дворика. Фильм начинается с панорамы солнечного Неаполя, а заканчивается обзором ночной римской промзоны, единственным ярким местом которой является комната с Лучано.

Матео Гарроне, комментируя свой фильм, говорил, что хотел создать сказку. Свою субъективную режиссерскую реальность Маттео творит вместе с замечательным композитором Александром Деспла. Долгие сцены, снятые и смонтированные одним кадром, создают ощущение гротескности, фантасмагоричности происходящего. Как бы говоря, перефразируя расхожую фразу, — в каждой сказке есть своя доля сказки. Все остальное – реальность.

Фото: Илона Матишинец, Александр Пилюгин

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: