Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене
Специально для JS украинский дизайнер Владимир Подолян продолжает серию заметок о своих путешествиях.

Годы потрачены на постиженье того, что должно быть понятно с рождения.

Наум Коржавин

Как я писал в своих предыдущих путевых заметках о Берлине, узнав географическое место происхождения своих прародителей, у меня появилась мечта — побывать во всех тех странах, откуда были родом мои предки. В этот раз я отправился на юго-восток Германии, в Мюнхен, откуда родом мой прадед по материнской линии.

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Мюнхен — столица Баварии, самого большого региона Германии. Он стоит на реке Изар, примостившись у величественных Альпийских гор. У этого региона есть масса положительных черт. Во-первых, это самая большая земля Германии, а во-вторых, она самая красивая и богатая. До 1871 года Бавария была самостоятельным королевством, в котором правила династия Виттельсбахов.

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Когда я посетил Мюнхен в первый раз и провел там какое-то время, общаясь с местными жителями, анализируя их характер и поведение, я смог провести параллели с моими предками, которые были выходцами из этих земель. Насколько я помню из детства, у моего деда был очень высокий уровень тревожности по поводу любой возможной неудачи. И если ситуация была неидеальной, он очень нервничал. Он всегда старался все анализировать и всегда старался поступать правильно. Так же, как это в большинстве делают жители Баварии. Вот, например, англичанин может справиться с хаосом и просто скажет: «Дела плохи». Немец же в подобной ситуации впадает в отчаяние. По прошествии многих лет я с уверенностью могу сказать, что часть этих черт передалась и мне.

Качества, присущие немцам, — это бережливость и точность.

Будучи в другой стране, мне всегда интересно, какими качествами обладают люди, которые живут в том или ином регионе. Конечно же, качества, присущие немцам, — это бережливость и точность. Знаете, как говорится в немецкой пословице: «Точность солдата — пять минут до срока». Ну и еще целеустремленность. Судя по моим наблюдениям, могу сказать, что на самом-то деле далеко не все такие уж и аккуратные, как нам кажется. Но, по крайней мере, все целеустремленные.

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Сердце Мюнхена — это, конечно же, Мариенплац и расположенная на площади Новая ратуша, с которых и стоит начать знакомство с городом. Здание Новой ратуши было построено в неоготическом стиле в конце XIX века, но постоянно расширялось до 1909 года. Главным достоинством этого места является смотровая башня высотой 85 метров, с которой можно увидеть Мюнхен как на ладони. Также на Мариенплаце нужно обязательно посмотреть на замечательные часы ратуши. В зимнее время один раз в сутки (в 11:00), а в летнее дважды (в 12:00 и 17:00) на часах оживают фигурки и показывают небольшой 15-минутный концерт.

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

 

Прогуливаясь в красивейшем районе Мюнхена по Максимилианштрассе, в самом конце улицы, на берегу реки Изар, нельзя не заметить Максимилианеум, который ведет свою историю с 1857 года, когда по приказу короля Баварии Максимилиана II было объявлено о строительстве нового университета. Максимилианеум — это здание, назначение которого в точности соответствует помпезному названию.

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

В великолепном дворце, строительство которого заняло 17 лет, а облик воплотил черты готики и Ренессанса, сегодня заседает парламент Баварии и живут счастливчики — одаренные студенты. Внутрь по понятным причинам не пускают, но богатство фасада и масса интереснейших архитектурных деталей с лихвой окупают этот недостаток. С террасы Максимилианеума, куда можно зайти совершенно свободно, открывается отличный вид на центр Мюнхена, а самим зданием лучше всего любоваться с конца улицы Максимилианштрассе и с моста Максимилианбрюкке.

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Я убежден, что ничто не выражает национальный характер так полно, как легенды и сказки. Как правило, у сказок счастливый конец. Но не у немецких. Знаменитые сказки братьев Гримм были придуманы не ими, они лишь собрали и литературно обработали их. Немецкие сказки заканчиваются не просто плохо, а ужасно.

Как правило, у сказок счастливый конец. Но не у немецких.

Например, сказка «Гамельнский крысолов». В ней крысолов — маг и волшебник, который превращает народ в толпу. А толпой легко управлять. Толпа доверчива, безлика, нетерпима и жестока. Проще всего и быстрее всего ее объединяет враг. Мнимый ли, реальный ли, внешний, внутренний — это не имеет значения. Главное, чтобы народ поверил в существование врага. Страшная сказка, но она же назидательная. И, несмотря на то, что она древняя, все же в какой-то мере она и современная. Потому что время идет, а методы не меняются.

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Изар — главная река Мюнхена. Обычно довольно мелкая и спокойная, но во время наводнения показывает свой настоящий характер, вырывая с корнями большие деревья и переливаясь через ограду набережных. Набережные, кстати, заслуживают особого внимания, благодаря паркам, которые раскинулись на многие километры, велосипедным дорожкам, красивым мостам и расположенным вдоль реки зданиям.

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Мюнхен — это еще и город парков, он очень зеленый, и нет ни одного района, где нельзя было бы присесть на лавочку в тени деревьев и съесть традиционный бретцель. Самый большой парк в городе — Английский, но в него я так и не попал.

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Свернув левее от Максимилианеума, я направился в парк Максимилиансанлаген, расположенный на правом высоком берегу реки Изар и который находится в ведении управления Английского сада. Прогуливаясь по парку, я думал о том, что сказки братьев Гримм никуда не делись. Когда в прелестной немецкой деревушке, ухоженной и такой кукольно милой, все так же скрываются ужасающие злодеи, которые поедают собственных детей. А еще думал о том, почему же такие сказки именно в Германии. Как мне кажется, это все связано с мифологией. Что-то из Вагнера, из Нибелунгов, что-то древнее, огнедышащее, когтистое.

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

В Мюнхене около сотни музеев, и некоторые из них были основаны еще в середине XIX века. Посещение самых выдающихся было обязательной частью моего путешествия. Но начать я решил с Городского музея Мюнхена, который можно смело отнести к тем музеям, которые любят удивлять. Ведь что мы обычно ждем от городского музея, особенно если он находится в большом и старинном городе? Разделов о городской истории с экспонатами, найденными при раскопках, декоративными предметами и прочим в этом роде. Но только один из разделов музея был посвящен непосредственно городу. Гербы, традиции, суеверия, любопытнейшие исторические вещи — все это можно было найти в Typisch Munchen. Остальные три раздела отведены коллекции музыкальных инструментов, истории возникновения национал-социализма и кукольному театру. Немного странный и сумбурный набор для помещения под одной крышей, но именно этим музей и интересен.

В Мюнхене около сотни музеев, и некоторые из них были основаны еще в середине XIX века.

Самая же знаменитая и увлекательная часть музея — собрание музыкальных инструментов со всего мира — как старых, так и более-менее современных предметов. Разброс велик — от скрипки XVIII века из Италии до саксофона из Нового Орлеана времен сухого закона или современной электрогитары. А еще время от времени, по воскресеньям, здесь проходят концерты. Идея заключается в том, что в музей приезжают известные музыканты и исполняют произведения на инструментах, представленных в коллекции.

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Здесь все выглядит как что-то очень давнее, старое. Это, конечно, и есть настоящая Германия. Домики нереально красивые, просто сказочные, прямо как из историй братьев Гримм. Но почему-то меня тревожит эта патриархально-пряничная Германия. Не знаю почему, но тревожит. Как будто выскочит чудище страшное из древней германской легенды, накинется на меня и разорвет на куски… А потом вдруг снова защебечут птички, все будет тихо, мирно и мирные немцы добродушно улыбнутся мне. И наравне со всей этой чистотой и порядком сметающий все на своем пути разгул, безудержное веселье и всякие крайности, пивной апофеоз. В этом для меня есть что-то пугающее, темное.

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Святая святых для всех поклонников монументального творчества немецких композиторов — национальный театр в Мюнхене, гордость баварской столицы и главная площадка двух прославленных трупп — Баварской государственной оперы и Баварского государственного балета. Театр был построен по подобию парижского Одеона в 1811-1818 годах на месте францисканского монастыря.

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Фортуна не слишком улыбалась будущему главному театру Баварии — он дважды горел: первый раз еще на стадии возведения, второй — во время оперного спектакля. Новое здание открылось в 1825 году и просуществовало до 1943 года, когда было разрушено при бомбардировке во время Второй мировой. Третий, последний раз Мюнхенский театр отстроили в 1963 году.

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Не могу не думать о том, как же так получается, что во многих странах Европы, и особенно в Германии, даже самые маленькие города или деревни выглядят идеально. И как же здесь все устроено! Как все удобно и уютно! Во всем чувствуется качество, и качество жизни именно такое, что люди чувствуют себя здесь очень хорошо. Но как же так, что в маленьких городках Украины уныние и запустение и каждый там выживает как только может…

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Прогуливаясь в окрестностях живописного бульвара Леопольдштрассе в центре Мюнхена, недалеко от Триумфальной арки, я вспомнил тот момент, когда стал спрашивать себя: «А кто я по национальности?». Это случилось после обеда, на котором собралась вся наша большая семья. Тогда на мой вопрос, почему я должен поступать именно так, родная сестра моего деда очень коротко и достаточно жестко ответила: «У нас, австрийцев, так принято!». Конечно же, для меня это было как гром среди ясного неба, и сразу появились тысячи вопросов, что все это значит, потому что у нас в семье не афишировали родословную по линии матери.

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Знаете, как это бывает, когда в детстве или юности твои друзья, одноклассники спрашивают тебя: «А кто ты по национальности?». Подобный вопрос всегда приводил меня в замешательство, так как я не знал, что ответить. Я не могу сказать, что я еврей, потому что в Израиле побывал далеко уже состоявшимся человеком. Также не могу сказать, что я немец, австриец или поляк. Да, возможно, я все же больше украинец, так как переехал сюда жить, будучи подростком. Но меня никогда не покидает чувство, что я везде «не у себя». Я никогда не смогу сказать безоговорочно, что я дома. В какой бы стране я ни был, всегда буду «чуть-чуть не у себя».

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Для меня быть по крови частично немцем, евреем, украинцем, арабом или поляком — это быть частью моей многонациональной семьи. Это значит быть самим собой.

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Путевые заметки: Владимир Подолян — о Мюнхене

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: