Ежегодная Kyiv Art Week завершилась. Редакция JS побывала на арт-ярмарке (как и все вы, правда?) и за бокалом виски Glenfiddich задала насущные вопросы об искусстве организаторам, коллекционерам, арт-критикам и меценатам. Делимся с вами самыми интересными беседами!
Айварас Абромавичюс
экс-министр экономики Украины, коллекционер произведений искусства
На Kyiv Art Week были представлены работы мировой звезды современной фотографии Антанаса Суткуса из коллекции Абромавичюса
Если бы вам представилась возможность возглавить любой музей мира, какой вы бы выбрали и почему?
Хотел бы стать куратором музея Гуггенхайма в Вильнюсе. Этот музей планировали запустить (переговоры велись с 2006 года. — прим. ред.), но так до сих пор и не открыли, а мне очень нравится создавать вещи с нуля.
Сколько экспонатов в вашей коллекции, как долго вы ее собирали и какую часть занимают украинские авторы?
В моей коллекции не так много работ — всего несколько сотен, но украинских авторов подавляющее большинство. Немного литовских, среднеазиатских, кавказских, и авторов из других стран. В основном я концентрировался на украинских. Мы с женой устраивали и пленеры, и несколько раз любительские галереи — в Крыму и в Киеве, поэтому коллекция, пожалуй, скопилась больше на энтузиазме, в процессе, изначально с целью поддержки художников. На данном этапе я не являюсь активным коллекционером, сказывается недостаток времени. А еще одна причина — недостаток пространства: несколько наших домов и квартир уже не вмещают всех работ, а хранить их в какой-то подсобке не хочется, жалко. Нужно все привести в порядок, выделить хорошее помещение, где все будет храниться в правильных условиях, тогда можно продолжать.
Мне интересен процесс поиска, знакомства, личная история художника.
Коллекционировать я начал примерно 13 лет назад — с 2005-го. Я много ездил, и из каждой страны, где есть наш инвестиционный фонд, хотелось привезти что-то ценное, а не только магнит на холодильник! Начал интересоваться, в любом городе или стране стал первым делом посещать Союз художников или знакомиться с перечнем ведущих представителей. Общался с людьми из инвестиционного мира, которые тоже имели интерес к искусству. Бывало, мы ездили в нацмузей еще до его открытия, чтобы посмотреть, и сразу после — в мастерскую художника, если это были современники. В целом моя коллекция базируется на том принципе, что я коллекционирую только живых художников. Мне интересен процесс поиска, знакомства, его личная история, а с некоторыми мастерами меня связывает долгая дружба.
Работы кого из украинских художников вы бы купили в свою коллекцию прямо сейчас, не раздумывая? И кого из молодых авторов считаете перспективными?
Мне очень нравятся, и у меня еще нет Василия Цаголова и Арсена Савадова! А из молодых авторов мне симпатичен и как человек, и как художник Назар Билык, а также очень нравится творчество Жанны Кадыровой.
Ваша коллекция больше для души или, скорее, инвестиция? Покупаете, полагаясь на свой вкус, или прибегаете к помощи арт-консультанта?
Первые покупки были основаны на личных симпатиях и эмоциях. Потом было уже интересно и художников поддержать, и друзей заинтересовать, и себя показать. Этот процесс стал более организованным и осознанным, и, конечно же, на это никогда не хочется смотреть как на потерю денег. Очень не люблю купить работы художника по высокой цене, а потом узнать, что он стоит уже на порядок меньше. На днях ужинали с Симоном де Пюри — одним из самых влиятельных людей в арт-бизнесе, его даже называют Миком Джаггером арт-аукционов. Мы как раз обсуждали, что стоит покупать уже значимых художников в своей стране, потому как покупать никому неизвестных — это как инвестировать в стартап, который может выстрелить, а может и нет.
Покупать никому неизвестных художников — это как инвестировать в стартап, который может выстрелить, а может и нет.
Конечно, я прибегаю к помощи консультанта. Мне помогает Вика Бурлака. В Литве у меня также есть куратор (она, кстати, консультирует одного из ведущих коллекционеров Литвы, который осенью вложил личные 30 миллионов евро на открытие самого продвинутого музея современного искусства). Также много общаюсь с Костей Дорошенко. С годами у меня более вдумчивый подход, когда в любой деятельности понимаешь, что лучше обратиться к профессионалу — учишь ли ты ребенка теннису, или покупаешь картины.
Слава Богу, что у тех, кому в жизни повезло иметь большие финансовые возможности, есть желание делиться!
Как вы считаете, коллекционирование остается элитарным хобби или демократизируется?
Среди моих знакомых, особенно в Литве, есть те, чьи родители работали в театре и в советское время тратили всю зарплату только на покупку картин. Сейчас у них одна из лучших коллекций, хотя эти люди из абсолютно среднего класса. Но в основном, как бы ни было жаль, это хобби доступно более состоятельным людям. При этом в мире все больше проявляется тенденция делиться. В разных странах уже есть даже бесплатные музеи — приходишь, смотришь, независимо от своего уровня достатка. Слава Богу, что у тех, кому в жизни повезло иметь большие финансовые возможности, есть желание делиться! Чтобы и другие люди увидели, а не купить за бешеные деньги и повесить где-то у себя на чердаке.
Евгений и Людмила Березницкие
галеристы, коллекционеры, арт-кураторы, организаторы Kyiv Art Week
Если бы вам представилась возможность возглавить любой музей мира, какой вы бы выбрали и почему?
Людмила: Нет смысла что-либо выбирать, кроме Украины. Мы можем быть глобальными! Нам нужно всего лишь место, чтобы себя презентовать, если говорить о музее современного искусства. Если же говорить о культурной стратегии развития города, то Art Fair как раз очень важный инструмент. Но все равно должен быть музей, чтобы музеефицировать те вещи, которые создаются сегодня. Это очень важно, иначе все они уйдут за рубеж и художники разъедутся.
Евгений: Я бы создал новый!
Сколько экспонатов в вашей коллекции, и какую часть из них занимают украинские работы?
Людмила: Избранных работ около 500, а в целом около 3-4 тысяч. Украинские все! Стояла задача сохранить то, что никто не покупает, не собирает, не хочет помещать в музей, потому что нет денег. Коллекционеры вроде меня стремятся сохранить искусство второй половины XX века. Чтобы собрать такую коллекцию, понадобилось 20 лет.
Стояла задача сохранить то, что никто не покупает, не собирает, не хочет помещать в музей, потому что нет денег.
Работы кого из украинских художников вы бы купили в свою коллекцию прямо сейчас, не раздумывая? И почему?
Евгений: Вопрос интересный, но требует уточнения. То, что я делаю, вовсе не значит, что это мне нравится. На это я смотрю иначе. Моя задача выходит за рамки моих собственных эстетических предпочтений. Есть цель дать возможность разным формам, и мой собственный эстетический вкус в данном случае не имеет значения. Я стараюсь быть очень нейтральным в этом смысле. Есть художники, которые мне нравятся. Но мне, к слову, больше нравятся и интересны западные авторы.
Моя задача выходит за рамки моих собственных эстетических предпочтений.
Людмила: Звезд я уже собрала, и на сегодняшний день меня интересуют буквально несколько человек из актуального, «сегодняшнего» искусства. Но это дело вкуса, не общего подхода. Я собираю то, что связано с новыми технологиями, то, что открывает какие-то новые возможности, то, что может быть глобальным. Например, собираю работы Юлии Беляевой.
Кого из молодых украинских художников вы считаете самыми перспективными на сегодняшний день?
Людмила: Сейчас много разных групп, направлений. Считаю, что нужно сохранять живопись, так как она утратила свое значение для интернациональной сцены, а у нас есть преимущество — хорошая живопись, ее нужно собирать. читайте також
Нужно смотреть на качество, на перспективы, на то, как художник адаптируется к современной ситуации, не с точки зрения роста цены, а с точки зрения того, какую новую идею он привносит. На Kyiv Art Fair в основном те, кто уже получил признание, но я ищу, меня интересуют мейнстримные художники, такие как Юля (Беляева. — прим. ред.).
Евгений: Стоит следить за Даниилом Галкиным!
Меняются ли вкусы коллекционеров? Если да, то как?
Людмила: Конечно, время идет. Когда-то в моде был «пшонка-стайл» и собирались соответствующие работы. Сейчас более свободная ситуация, каждый находит себя в интерьере, в пространстве. Я не отрицаю прошлого. Прошлое, 60-80-е годы незаслуженно не попали в музеи. Считаю, что должна быть сатисфакция и должны прийти и коллекционеры, и, конечно, музеи, которые их отметят. К сожалению, у нас нет прогрессивного музея, который бы коллекционировал время. Время уходит очень быстро, стили меняются в течение 2-3 лет! Если ты не зафиксируешь, то ничего уже не вернешь: художник, который делал это 3 года назад, никогда не станет повторять то же самое сегодня. Поэтому коллекционирование важно. Нужно собирать то, что говорит сегодня о технической, исторической, городской перспективе.
К сожалению, у нас нет прогрессивного музея, который бы коллекционировал время.
Евгений: Они начинают разбираться. Коллекционирование бывает разным. Бывает собирательство, а бывает исследование. Собирательство — это брать все подряд, а коллекционирование — когда ты выбираешь тему, определенный аспект, время и делаешь селекцию — у какого именно художника и что взять. Условно говоря, если тебе нужен Пикассо, то не какой-нибудь, а определенного периода творчества или определенный сюжет, а это уже совсем другая история.
Как вы считаете, коллекционирование остается элитарным хобби или демократизируется?
Евгений: Важно не экономическое мерило. Это состояние сознания. В этом плане элитарности сознания. Это действительно элитарно, потому что к этому приходят только люди, которые насыщены, и дело здесь не в деньгах. Ведь можно коллекционировать и вещи, которые доступны, если ты среднего достатка. Сейчас значительное количество коллекционеров составляют молодые люди, не олигархи и не мажоры, но те, кто заработали денег, и те, кто могут позволить себе иногда покупать искусство в пределах нескольких тысяч долларов. Это вполне возможно. Я бы не назвал это демократизацией. Скорее, все нормализуется, как на развитых рынках.
Диана Стомене
президент форума Art Vilnius
Если бы вам представилась возможность возглавить любой музей мира, какой вы бы выбрали и почему?
Это сложно! Возможно, Гуггенхайм в Нью-Йорке или МоМа, мне нравится их коллекция. А вообще хороших музеев очень много, очень сложно вот так выбрать однозначно! И Эрмитаж, и Лувр — этот список можно продолжать!
Следите ли вы за творчеством украинских художников?
Да, нам это интересно. В наших проектах участвуют украинские галереи и художники. Два года подряд Art Vilnius предоставлял украинским галереям возможность бесплатно участвовать в ярмарке, а в 2015 году Украина была главной темой Art Vilnius в знак солидарности со страной, втянутой в войну.
В 2015 году Украина была главной темой Art Vilnius в знак солидарности со страной, втянутой в войну.
Работы кого из украинских художников вы бы купили в свою коллекцию прямо сейчас, не раздумывая?
У меня в коллекции уже есть Николай Билоус, также мне нравится Роман Михайлов, Никита Шаленый и многие другие, так сразу не вспомню всех.
Меняются ли вкусы коллекционеров? Если да, то как?
Думаю, меняются. Раньше все покупали модерн-арт, теперь коллекционируют больше современного. Нужно было время, чтобы они поняли, посмотрели, побывали в мировых музеях, почувствовали тенденции на ключевых ярмарках, вроде Art London и Art Basel. Медленно, но их вкусы меняются. Они уже не боятся фразы «концептуальное искусство», «видео-арт» и других определений. Развитие технологий неизбежно влияет на искусство, и это невозможно отрицать и игнорировать. Более того, например, тот же видео-арт: это удобно хранить, не нужно стен — проблема, с которой неизбежно сталкиваются коллекционеры классической живописи.
Грамотные инвестиции в искусство — одни из лучших инвестиций.
Как вы считаете, коллекционирование остается элитарным хобби или демократизируется?
Сейчас ряды коллекционеров активно пополняет новое поколение — молодые бизнесмены и предприниматели, в какой-то мере это становится даже модным. Свой экономический успех они стремятся отразить в том числе и таким образом, они выражают свое «я». Также не стоит забывать, что грамотные инвестиции в искусство — одни из лучших инвестиций, а при помощи арт-консультантов коллекционеры могут это делать без риска: они подскажут кого, когда, в какой момент творчества покупать, в каких музеях смотреть. Скажу, что иметь собственных консультантов-искусствоведов сейчас тоже модно!
Константин Дорошенко
арт-критик
Если бы вам представилась возможность возглавить любой музей мира, какой вы бы выбрали и почему?
Музей — слишком громоздкая институция, предполагающая множество бюрократии и скучных технических вопросов. Позиция приглашенного куратора для меня была бы куда более приемлема и удобна!
Работы кого из украинских художников вы бы купили в свою коллекцию прямо сейчас, не раздумывая? И почему?
Как арт-критику мне важно, чтоб взгляд «не замыливался». Поэтому искусство в моем доме всегда временно. Покупая или получая в подарок ту или иную работу, я, пожив с ней в интерьере определенное время, могу подарить или продать ее другому человеку, если доверяю его вкусу.
Искусство в моем доме всегда временно.
Назовите три украинских художника, за творчеством которых наиболее внимательно на данный момент следите?
Вова Воротнев, Давид Чичкан, Владимир Кузнецов.
Кого из молодых украинских художников считаете самыми перспективными на сегодняшний день?
Юлию Беляеву, Романа Михайлова, Сергея Мельниченко.
На ваш взгляд, меняются ли вкусы коллекционеров и каковы тенденции на сегодняшний день?
В Украине с момента получения независимости прослеживается тенденция к формированию широкого, демократического арт-рынка, когда искусство входит в быт не только богатых коллекционеров, но и среднего класса. Поначалу всех интересовал только антиквариат, со временем поняли, что не все старое является ценным. Потом были взвинчены цены на работы украинских звезд современного искусства, но, как написала в одной своей детской сказке певица Мадонна, «не все, что дорого, стоит того». Сегодня уровень цен становится более соразмерным с украинским экономическим положением, а предложение расширилось и может удовлетворить спрос в том числе молодых, начинающих коллекционеров.
Юрий Кривошея
меценат, президент и управляющий партнер БЦ «Торонто-Киев», где состоялся Kyiv Art Week 2018
Какие у вас отношения с искусством?
Пытаюсь познавать и узнавать что-то новое, и чем больше вникаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю! Люди, которые работают в этой сфере, пропускают через себя огромный поток и при этом придерживаются системного подхода, который делает их знания качественными. В первую очередь мое отношение — узнавать больше! Я не посещаю каждую выставку, на которую есть приглашение, но в то же время для меня большая честь выступать партнером Kyiv Art Week и подобных проектов. Это возможность поддержать энергетически положительные и классные вещи для развития Киева и Украины в целом, ведь искусство — то, что идентифицирует культуру нации. К слову, в свое время в бизнес-школе я выбрал рисование как дополнительный предмет — видимо, неспроста!
Сколько работ насчитывает ваша собственная коллекция, и сколько в ней украинских авторов?
У меня есть ряд предметов искусства, но я бы не назвал бы красиво и продуманно собранной коллекцией, это просто хаотичное собрание, в том числе подарки. Где-то сам купил, потому что понравилось, где-то — поддержал художника. Насчитывает около 30 разных работ, по большей части украинских.
Это возможность поддержать энергетически положительные и классные вещи для развития Киева и Украины в целом.
Работы кого из украинских художников вы бы купили в свою коллекцию прямо сейчас, не раздумывая? И почему?
Все же я подхожу к этому вопросу с «бизнес-точки зрения». Если бы я решил сейчас инвестировать в искусство, без привязки к реальным планам и возможностям, то мне нравится Анатолий Криволап, ранние работы Александра Клименко, Анатолий Ротарь.
Какие дальнейшие планы на площадку «Торонто-Киев»?
Наш комплекс — это мост между двумя городами, двумя странами. Моя изначальная задача — создать здесь некую эко-систему с положительной энергетикой. И «правильное» наполнение может происходить благодаря, например, таким событиям, как Kyiv Art Week. Также у нас проходят много событий открытого и закрытого формата, при этом мы очень следим за репутационной составляющей, это важно для вышеупомянутой эко-системы.
Моя изначальная задача — создать здесь некую эко-систему с положительной энергетикой.
Параллельно мы перманентно разрабатываем нашу главную концепцию и делаем шаги, чтобы ознакомить максимально широкую аудиторию с «правильной» энергетикой, которую стремимся поддерживать. В стенах «Торонто-Киев» проходил показ Lake Studio, фестиваль урбанистической культуры, юбилей Levi’s в честь их классической модели джинсов. Здесь проходит множество приемов, в том числе дипломатических, а благодаря нашему партнерству с Канадой у нас бывает много канадских делегаций: мы принимаем и официальные приемы, и благотворительные миссии. Из таких вот кирпичиков и складывается наша деятельность на пути к цели.
Если бы вам представилась возможность возглавить любой музей мира, какой вы бы выбрали? И почему?
В силу своего опыта работы с недвижимостью я, скорее, стал бы инициатором возведения чего-то нового, где будут органично внедрены новые технологии и арт, но при этом ни в коем случае не отказывался бы от классики. Хотелось бы сделать искусство еще более интересным, чтобы расширить аудиторию и привлечь даже тех людей, которые считают знакомство с искусством не самым интересным видом досуга. Поэтому я бы организовал какой-то современный музей с новым инструментарием для взаимодействия с публикой.
Автор: Ксюша Виноградова
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: