А поговорить?! Интервью с экспертом по риторике
Как четко выражать мысли и "прокачивать" словарный запас — рассказывает директор школы «Аристотель» Ника Селега.

Директор школы «Аристотель» Ника Селега рассказала о специфике обучения риторике и целевой аудитории учебного заведения. А также поведала об актуальных техниках работы со словарным запасом.

Вашей школе исполнилось 5 лет, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, сколько людей «прошло» через Аристотель?

Всегда было интересно посчитать количество людей, которые были у нас за это время. Первые пару лет мы так и делали, но учитывая количество индивидуальных занятий и корпоративных тренингов, перестали считать. Да и не нужно в принципе. Скажем так, людей много.

Есть ли какие-то «противопоказания» к обучению риторике?

Встречаются люди, которых слушаешь и говоришь им: «Вам лучше не заниматься!», имея в виду, что всё очень гармонично, у человека уже выработалась манера, и эта манера гармонична. Бывает такая целостность — правда, глаз не оторвать. В таком случае новые навыки в риторике могут эту золотую манеру сделать подконтрольной. В этом нет надобности. А человек настаивает и порой даже обижается. Но если объясняю долго, то чаще соглашается.

Какой главный секрет умения владеть собой, управлять своим телом в любой ситуации?

Прислушиваться к своему телу и понимать его. Реагировать на те сигналы, которые оно посылает, и учиться его контролировать. Многие учатся «слышать» тело благодаря спорту, кто-то — благодаря врачам или коучам. У нас этим занимается Алёна Козелецкая, телесный психолог. Она не просто анализирует сложившийся набор телесных зажимов, но и объясняет, как с ними работать самостоятельно.

Слышать и понимать себя. Казалось бы, да кому нужно учиться таким вещам? Но когда человек в постоянной запаре и круговороте событий — мягко говоря, не до этого. Тем не менее всегда наступает момент в жизни, когда взгляд поворачивается внутрь, и вот тогда возникает множество вопросов.

А как работать над словарным запасом, ведь выглядеть можно отлично, но заговорить все равно придется рано или поздно?

Развивать активный словарный запас можно самостоятельно. Для этого каждое утро определяйте от трёх до десяти (для суперуровня) слов, которые на протяжении дня нужно специально использовать во время разговоров. Помимо того, что вы обогащаете свою речь, появляется момент «тайного знания». Вы занимаетесь саморазвитием, получаете удовольствие от процесса, и никто в окружение не догадывается, что происходит.

Есть ли какие-нибудь правила в подаче материала?

В дикции есть золотое правило «активного нажатия» на слово. Чем сильнее мы нажимаем на все согласные в словах, тем чётче звучим. Вслед за активным нажатием подтягивается и более яркий голосовой посыл. Так что «мямленье» — вопрос контроля нажатия на звук. За пару недель правильная манера произношения входит в привычку, а контролировать ее становится легче.

Кто ваш ученик?

Есть определенное клише о том, что риторика нужна только политикам и публичным деятелям. Это совсем не так. Ещё 2 года назад политиков и чиновников в нашей школе было процентов сорок, сегодня же — не больше двадцати. Остались только ключевые персоны, которые занимаются системно, ответственно, серьёзно и давно.

То есть эти навыки полезны исключительно для сильных мира сего?

Совсем нет. К нам приходит всё больше людей, которым риторика нужна в ежедневной коммуникации, для встреч и переговоров, для понятного позиционирования себя на лекциях и круглых столах. От начинающих менеджеров в корпорациях до владельцев большого бизнеса. Есть и особые случаи. Например, школьник, который занимается наукой. Он разрабатывает инновационную военную каску — прямо-таки живет этим проектом. Ему нужно уметь защищать и себя, и проект. Есть ещё один парень, чей гениальный математический склад ума и упорство нас искренне восхищают. Я не могу с ними не заниматься, хотя обычно, детей у нас в школе нет. Но это приятные исключения из правил.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: