Art Basel, современное искусство и главные арт-локации: интервью с Николаем Палажченко
Обсудили множество интересных тем.

Арт-менеджер, искусствовед, один из создателей арт-центра «Винзавод» и представитель Art Basel в странах СНГ Николай Палажченко побывал на недавней Kyiv Art Fair. Нам удалось пообщаться с ним и задать актуальные вопросы об украинском искусстве, главных арт-местах Восточной Европы и не только.

Николай Палажченко

О себе

В искусстве я более 20 лет. Достаточно давно работаю с коллекционерами со всего мира — не всегда понятно, в какой именно стране находится их дом, — настоящие номады, люди мира. Я коллекционирую и сам, в основном художников, которых люблю и в которых верю. В моей коллекции более 200 работ, в том числе украинцев Владимира Кожухаря, Стаса Волязловского, Маши Шубиной, Ильи Чичкана, Мыколы Маценко и Олега Тистола.

Достаточно давно работаю с коллекционерами со всего мира — не всегда понятно, в какой именно стране находится их дом, — настоящие номады, люди мира.

Помимо этого, я иногда курирую выставки. Недавно делал большой цикл выставок, посвященный российским художникам, поколению 35-летних. «‎Прощание с вечной молодостью». Он был посвящен авторам, которые переходят важный рубеж — из состояния молодых художников в состояние того, что по-английски определяется как established artist, «‎состоявшийся автор». Для всех художников во всем мире это всегда болезненный рубеж. После этой серии выставок Роман и Софья Троценко, владельцы арт-центра «‎Винзавод», где и были представлены экспозиции, подарили по одной работе каждого из участников Третьяковской галерее.

О современных арт-рынках

Арт-рынок есть везде! Наверное, и в Афганистане. Вопрос — какой. Везде все по-разному. Где-то лучше развиты галереи, частные инициативы и организации, где-то все поддерживается государством, а где-то, наоборот, развивается вопреки. Если говорить в контексте Восточной Европы, то очень динамично выглядят Польша, Словения, Литва, Эстония. Рижская биеннале в столице Латвии стала, наверное, самым интересным стартапом в арт-мире прошлого года. В Киеве также есть прекрасные галереи современного искусства. Например, мне хотелось бы отметить новую галерею Naked Room. Думаю, что у нее большие перспективы с точки зрения выхода на мировой рынок.

Рижская биеннале в столице Латвии стала, наверное, самым интересным стартапом в арт-мире прошлого года.

Об Art Basel

Если вас интересует мировое искусство, то я бы советовал начать знакомство с Art Basel в Гонконге, где, помимо европейцев и американцев, всегда представлены очень интересные азиатские авторы. По сути это огромный поп-ап-музей, который открыт буквально несколько дней. Это музей самых актуальных тенденций в искусстве, и очень разных, за счет того, что контент формируется разными галереями с разными подходами. Мы видим максимально разнообразный материал, где каждый найдет себе что-то по душе. Это свежий срез того, что происходит в мире.

Евгений Березницкий и Николай Палажченко, Kyiv Art Fair 2019

И вот еще почему важен Art Basel: в следующем году он отмечает свой 50-летний юбилей. Полувековой опыт, гигантский механизм, создающий win-win ситуацию для всех участников процесса. Коллекционеры любят Art Basel, потому что в нем участвуют галереи высокого уровня. Покупая там вещь, не особо разбираясь в искусстве, у тебя есть гарантия, что ты приобрел точно нечто стоящее, что будет иметь вес и дорожать в цене. Высокое качество, высокий уровень галерей-участников интересны и самому опытному, и начинающему коллекционеру. Пожалуй, в этом главный секрет популярности Art Basel.

Если вас интересует мировое искусство, то я бы советовал начать знакомство с Art Basel в Гонконге.

Мне кажется, ярмарка — лучший способ начать свое знакомство с искусством, особенно если вы хотите коллекционировать. Я бы не начинал ни с Венецианской биеннале, ни с аукционов, а именно с арт-ярмарки с ее уникальной атмосферой и разнообразием.

Как понимать современное искусство

Люди всегда тянутся к искусству, особенно если у них есть что-то в культурном запасе. И всегда важно интересоваться искусством, которое происходит рядом с тобой. Оно может нравиться или не нравиться, но главное — проявлять уважение к искусству и тем людям, которые это делают. Самое неправильное — это прийти, быстро взглянуть и сказать: «Там что-то навалено, что-то висит, и вообще моя 5-летняя дочка нарисует лучше». Это глупый подход. Первое, что нужно человеку начинающему и неопытному, — это пытаться внимательно разобраться, в чем же именно смысл, в чем высказывание художника. Это определенная интеллектуальная работа. Что бы это ни было — грязный кусок провода или мутная фотография, — за ними наверняка есть какая-то очень важная, значимая история, возможно, стоящая жизни и огромного вложения сил, поднимающая целые пласты смысла. И, возможно, этот смысл окажется важным и заденет за душу именно вас.

На Kyiv Art Fair 2019

Об украинском искусстве

Еще 13 лет назад я делал два больших фестиваля в Украине, в городе Шаргород. Один был связан с современным искусством, а другой — с архитектурой. Поэтому с этой страной, помимо моего этнического происхождения, меня связывают очень давние и тесные связи. Я внимательно слежу за тем, что здесь происходит в сфере искусства: и за Kyiv Art Week, и за деятельностью PinchukArtCentre, Института проблем современного искусства, киевских галерей. Украина в этом смысле очень хорошо выглядит на фоне других государств — не только постсоветских, но и всей Восточной Европы.

читайте также

Открытие Kyiv Art Fair 2019

Также меня восхищают здешние коллекционеры. Я знаю очень многих, и они очень серьезно коллекционируют национальное искусство (а это большая поддержка для художников!). Есть несколько очень серьезных коллекционеров мирового искусства, несколько масштабных коллекций — и это не импульсивные покупки, а очень системные и осмысленные коллекции. Это прекрасно само по себе и к тому же вписывает Украину и украинцев в мировой арт-контекст.

Здесь традиционно, еще со времен зарождения украинской государственности, были сильные художники-личности: Олег Голосий, Арсен Савадов, Александр Гнилицкий, Илья Чичкан.

Украинское искусство занимает в принципе довольно заметное место в Восточной Европе благодаря двум явлениям. Первое — украинские художники. Здесь традиционно, еще со времен зарождения украинской государственности, были сильные художники-личности: Олег Голосий, Арсен Савадов, Александр Гнилицкий, Илья Чичкан. Сейчас тоже есть определенное количество ярких имен, талантливых художников, таких как Жанна Кадырова, Никита Кадан, Николай Карабинович, Анна Звягинцева. Их вполне профессионально продвигают отечественные дилеры и галереи, это второе. Мне кажется, что благодаря этому можно говорить о пусть небольшом, но заметном и стабильном явлении — украинском современном искусстве.

Николай Палажченко и Дина Воронова, Kyiv Art Fair

О художниках

Я очень доволен работой Жанны Кадыровой на Венецианской биеннале. И «Рынок», и «Секонд-хенд» — обе работы замечательные. Мне кажется, что как раз поколение, которое представляют Жанна Кадырова, Леся Хоменко, Никита Кадан и их единомышленники, — это художники, за которыми стоит сейчас следить, поддерживать в их стремлении интегрироваться в международный контекст. Как бы хорошо они ни продавались, всегда не хватает средств на реализацию идей. И это задача не только коммерческих механизмов, здесь нужно помогать меценатам, использовать и социальные инициативы, и поддержку государства. Во всех странах, где искусство развито, это всегда совместное дело всего общества.

Мне кажется, что как раз поколение, которое представляют Жанна Кадырова, Леся Хоменко, Никита Кадан и их единомышленники, — это художники, за которыми стоит сейчас следить.

О влиянии политики и людях

В российском пространстве тоже есть очень интересные художники, но сейчас они слабо интегрированы в мировой контекст. Политика очень сильно влияет и вредит процессу искусства, это очевидно. Поэтому российское искусство сейчас часто теряет свои баллы на мировой арене, за исключением каких-то отдельных ярких имен. В этом контексте Украина на высоте, в том числе благодаря Pinchuk Art Prize в Венеции. Также среди украинцев есть известные коллекционеры с устоявшимся почерком, есть и ряд очень серьезных организаторов художественной жизни, в том числе Игорь Абрамович, Евгений Березницкий, Наталья Шпитковская — они делают важные события. Все как-то на людях держится.

О Kyiv Art Fair

Мне кажется, Kyiv Art Fair — ярмарка очень правильного масштаба. 38 галерей — оптимальное количество, чтобы и местным галереям, и галереям из соседних стран было комфортно показывать свое искусство, и в то же время можно было пригласить интересные иностранные галереи — не какие-нибудь, а действительно тщательно отобранные. В этом смысле такой масштаб — от 30 до 60 галерей — для такого города, как Киев, очень хороший и разумный формат. И он хорош не только для киевских коллекционеров, а и для приезда коллекционеров из других стран.

О коллекционерах

Сами коллекционеры — очень интересные люди. Привнося свое понимание и свою энергию в современное искусство, они на самом деле очень меняют его и влияют на него. В этом на самом деле большое преимущество коллекционирования именно современного искусства, а не старого, антикварного. Потому что любой коллекционер — иногда пассивно (просто фактом своей покупки), иногда активно (организуя выставки и помогая художникам) — влияет на художественный процесс, становится его участником. Искусство быстро развивается и меняется, особенно в современном мире, где все очень ускорилось. В этом особый драйв коллекционирования работ современных авторов.

Кто-то самовыражается через одежду, кто-то через интерьер своего дома, кто-то через путешествия или компанию друзей, а коллекционеры — через свою коллекцию.

Как не существует двух одинаковых художников и одинаковых работ у одного и того же художника, так же не существует и двух одинаковых коллекций — каждая является отражением личности коллекционера, каких-то его подходов. Это форма самовыражения. Кто-то самовыражается через одежду, кто-то через интерьер своего дома, кто-то через путешествия или компанию друзей, а коллекционеры — через свою коллекцию.

С коллекционером Михаилом Царевым, Kyiv Art Fair 2019

Об инвестициях в искусство

«‎Бездушных» коллекционеров, которые бы не интересовались искусством, а просто инвестировали в него, я не встречал. Поскольку если вы хотите спекулировать некими объектами, есть много других более выгодных объектов для этого. Конечно, в коллекционировании всегда присутствует инвестиционная составляющая, и нужно понимать, что инвестиции, с одной стороны, могут быть сверхвыгодными: я сам много раз участвовал в сделках, приносивших тысячи процентов роста буквально за несколько лет. С другой стороны, где экономика развивается медленно и нестабильно, искусство как вид инвестиций всегда очень зыбко. Если вы не любите искусство, не готовы им интересоваться, разбираться в нем и у вас нет, скажем так, меценатской составляющей, когда хочется действительно влиять на культурную среду вокруг себя, то это не для вас.

О стереотипах

Коллекционеры — это не «денежные мешки», а очень осмысленные люди, меняющие мир вокруг себя посредством искусства. В этом, наверное, и состоит миссия коллекционирования. Мифы о бездушных арт-дилерах или толстосумах, которые не знают, куда девать деньги, навязаны нам масс-медиа: в кино и сериалах такой образ можно легко создать, но вот в жизни я не встречал ни одного такого представителя, коллекционирующего искусство без понимания. Другой вопрос, что у каждого свой изначальный базовый культурный уровень, свой вкус. И индивидуальный вкус играет не последнюю роль. Знаю многих опытных коллекционеров, которые, скажем так, стесняются некоторых своих покупок, сделанных 15-20 лет назад. Часто эти первые покупки могли быть спонтанными и наивными. Когда ты больше углубляешься, разбираешься в искусстве, коллекции становятся более профессиональными.

Коллекционеры — это не «денежные мешки», а очень осмысленные люди, меняющие мир вокруг себя посредством искусства.

С чего начать

Если вы только начинаете коллекционировать, то лучше всегда прислушиваться не только к мнению арт-дилеров, галеристов и консультантов, которых только кажется, что много. На самом деле профессионалов среди них очень мало. Специалистов, мнению которых я могу довериться, знаю буквально несколько сотен во всем мире. И точно могу сказать, что если вы увидите бесплатный сервис — вот там определенно ждет подвох или мошенничество. Профессиональные галеристы или консультанты высокого уровня далеко не всегда «клиентоориентированные» и вряд ли будут «бегать» за коллекционерами и навязывать свои услуги. Скорее, наоборот. Чаще это те специалисты, к которым не подступиться: их нужно еще уговорить и заинтересовать, чтобы они помогли вам потратить ваши же деньги.

Искусство — очень индивидуальная вещь, и важно, чтобы ваш консультант был с вами в резонансе, на одной волне. Нужно общаться с максимально широким кругом людей. Считаю, что если и начинать коллекцию, то всегда ориентироваться не только на мнение арт-дилера, в профессиональности которого вы не уверены, но и полагаться на мнение более опытных коллекционеров, которым вы доверяете и личные коллекции которых вам нравятся. Мне кажется, как у художников есть свой «институт наставничества», так и молодые коллекционеры должны находить своих старших «‎братьев по разуму». Коллекционеры любят общаться между собой — кто что покупает, особенно на небольшом рынке, таком как украинский.

Must-see в Восточной Европе от Николая Палажченко

Рижская биеннале. 16 мая — 10 октября 2020 года. Около сотни художников со всего мира в кураторском проекте на лучших площадках маленькой и уютной Риги.

Gallery Weekend в Варшаве. 20-22 сентября 2019 года. Десятки галерей откроют свои двери для художников, коллекционеров и любителей искусства.

Музей «Мо» в Вильнюсе. Потрясающая коллекция национального литовского искусства: здесь и литовские нонконформисты, и знаменитая школа литовской фотографии, и более современные авторы. Здание музея очень интересное, спроектировано знаменитым архитектором Даниэлем Либескиндом.

Tbilisi Art Fair 2020. На киевскую ярмарку я прилетел из Тбилиси, как раз с Tbilisi Art Fair. Им удалось привлечь несколько очень крупных международных галерей, а также показать своих художников. Была представлена и великолепная выставка харьковской школы фотографии. В следующем году, уверен, будет еще интереснее!

Арт-центр «Типография» в Краснодаре. Место силы, подобное которому должно появиться и в Киеве! Это локация, созданная самими художниками, — маленький, но очень живой оазис современного искусства.

Фото: Александр Пилюгин

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: