Культурный шок: несколько мыслей о #кризисеНАОМА
Эксклюзивные комментарии Александра Ройтбурда, Жанны Кадыровой и других арт-деятелей о вопиющей ситуации в академии.
Н

ациональная академия изобразительного искусства и архитектуры (НАОМА) пока в центре внимания: в Сети активно обсуждают отчисление автора антимилитаристской инсталляции «Парад членов» Спартака Хачанова, которое сопровождалось нападением на художника со стороны членов ультраправой группировки С14.

Инсталляция Спартака Хачанова

Напомним, инсталляция «Парад членов» была создана студентом 19 декабря 2018 года в рамках работы на произвольную тему. Просуществовала она недолго: почти сразу ее уничтожил преподаватель академии Владимир Харченко, увидев в работе «антиукраинские мотивы». В свою очередь ректор НАОМА Андрей Чебыкин прокомментировал инсталляцию словами «Это больное» и поднял вопрос об отчислении Хачанова. Как студент ни пытался исправить ситуацию и утверждал, что изображал критику российского империализма, решение администрации не изменилось. К тому же в общежитие наведались члены группировки С14 с намерением напасть на художника.

Друзі й подруги, зараз в НАОМА Спартака Хачанова чекають бригада праворадикалів з С14. Вони на 1му поверсі, Спартак…

Gepostet von Sasha Roshen am Mittwoch, 23. Januar 2019

JS собрал несколько авторитетных мнений касательно этой вопиющей ситуации.

„ Любые попытки радикальных групп навязать свое видение художнику должны быть пресекаемы на уровне закона. “
Александр Ройтбурд
художник, директор Одесского художественного музея

Молодой человек, который учится на художника, отчислен из академии за художественную выходку. Его работа — это радикальный художественный жест. Хороший это был жест или плохой — сейчас разбираться бессмысленно. Он отчислен за сам факт своей художественной реакции на какие-то вещи. Эти процессы, которые происходят сейчас в академии, давно назрели. В академии нужны перемены. Сегодняшнее художественное образование оторвано от мирового контекста, от процессов, происходящих в современном искусстве. Студенты это ощущают, они недовольны тем, как и чему их учат. И жест Спартака Хачанова, по сути, был реакцией на проблемы художественного образования.

Художественный жест — это художественный жест, каким бы радикальным он ни был. То, что сверху опускаются границы допустимого для художника, то, что к ним придираются представители каких-либо организаций, не имеющих отношения к художественному контексту, но имеющих какие-то средства силового воздействия, — это недопустимо. Причем неважно, левые это организации или правые. Искусство нуждается в свободе, и любые попытки радикальных групп навязать свое видение художнику должны быть пресекаемы на уровне закона. Идти на поводу этих групп и потворствовать — это неправильно. Никто не может навязывать обществу свой порядок. Мне это напоминает то определенное время советской власти, когда художникам стали диктовать, как и что им надо писать. Не хотелось бы повторения этого.

„ То, что происходит вокруг этой работы, показывает академию как доисторического динозавра, остро нуждающегося в реформах. “
Жанна Кадырова
художница

В первую очередь такой формат общения преподавателя и студента с угрозами и ненормативной лексикой — это вообще не педагогично. Такое не может существовать в высшем учебном заведении. Это студент, он имеет право на поиск. Он как раз для того и приходит в академию, чтобы искать. И этот поиск должен происходить с помощью преподавателя, направляющего эти попытки. Здесь же диалога не происходит вообще. Кроме того, человеку угрожают физической расправой и не дают обосновать свою позицию. К этой работе я абсолютно холодна, я не хочу защищать ее как произведение искусства, потому что это слабая работа. Но то, что происходит вокруг этой работы, показывает академию как доисторического динозавра, остро нуждающегося в реформах. Вскрылось то, что мы все в принципе понимали, но вся эта ситуация стала наглядным фактом. Преподаватель ругается, угрожает студенту, обвиняет его в «антиукраинских мотивах» (хотя Спартак сам — пострадавший от военных действий, из-за которых переехал в Киев из Донецкой области). И самое ужасное — на призыв преподавателя приходят представители С14. И художника отчисляют. Одни эти факты, даже не зная фигурантов, вопиющи.

Удручает тот факт, что у нас теперь есть вот такие военизированные подразделения, «мальчики по вызову», которых вот так просто можно натравить на кого угодно, не разобравшись в ситуации. Неважно, хороший Спартак художник или плохой, хороший преподаватель или нет и какие у него личные травмы, связанные с АТО. Важно, что такое возможно в XXI веке в высшем учебном заведении украинской столицы.

„ Это подстрекательство к расправе, угроза чужому здоровью и жизни. “
Константин Дорошенко
арт-критик

Ситуация, в которой преподаватель вуза натравливает на студента представителей каких-либо формирований, является вопиющей. Это подстрекательство к расправе, угроза чужому здоровью и жизни. Тут уголовное дело нужно заводить. И однозначно увольнять преподавателя. Что касается работы, вызвавшей скандал, нахожу ее в плане художественного высказывания прямолинейной и примитивной. Заслуживающей невысокой академической оценки. Но не отчисления и не гонений в любом случае.

„ Если мы не хотим видеть искусство Украины в золотой раме под казачий гимн, академию нужно срочно реформировать. “
Антон Карюк
художник

Кризис в НАОМА свидетельствует о неадекватности и некомпетентности преподавательского состава. Ректор не имеет права называть студента «психически больным» и отчислять из академии. Преподаватель не имеет права разрушать инсталляцию из скульптур. Даже если он ее не понял. Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры давно деградирует. Вместо главного оплота либеральных взглядов для молодого креативного класса, учебное заведение позволяет запугивать студентов ультраправым группировкам С14. Полиция так и не приехала. Это дико. Кстати, разрушение выставок националистами стало закономерным в нашей стране. Можно лишь вспомнить разрушенную выставку Давида Чичкана «Утраченная возможность» ровно год назад. Если мы не хотим видеть искусство Украины в золотой раме под казачий гимн, академию нужно срочно реформировать.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: