Питер Гринуэй отправил кино в топку. Что взамен?

Питер Гринуэй отправил кино в топку. Что взамен?Главным кинособытием третьего дня Одесского кинофестиваля стала лекция Питера Гринуэя. На лекции побывала светский обозреватель Jetsetter.ua Илона Матишинец.

По правде говоря, во время пресс-конференции режиссер произвел на публику бОльшее впечатление, чем на собственной лекции – в частности и потому, что украинские будущие киношники оказались не готовы к столь смелым инновациям, а вместо того, чтобы продуктивно пообщаться с живым классиком, принялись уличать его.

Главной идеей, которую «проповедует» Гринуэй – необходимость отказаться от диктатуры текста, сценария при создании кино. «Литература только выиграет, если мы оставим ее в покое, а кино мы сделаем исключительно визуальным искусством. Так в свое время выиграла живопись, когда появилась фотография. Художники перестали документировать реальность и принялись творить».

Питер Гринуэй отправил кино в топку. Что взамен?

Среди других «тираний» кино Гринуэй назвал возможности камеры, границы кадра и неумение обращаться с актерами. «Все это не позволяет развиваться кино», – заявил режиссер, вызвав волну неодобрения. Действительно, мы привыкли к тому, что кино – это история, рассказанная от начала и до конца и в идеале вызывающая катарсис. Зритель всегда отождествляет себя с героем, а потому принять идею об отсутствии актера в кадре, конечно, немыслимо. Это все равно, что раздеть кино, и ненароком увидеть его голышом. 

Питер Гринуэй отправил кино в топку. Что взамен?

Вместо тирании текста, камеры, кадра и актерской игры Гринуэй предлагает использовать разной формы экраны, а то и просто стены, графику и видео-коллажи, включая съемки людей, классическую музыку, начитки и прочие элементы, которые причудливо сплетаются в его видео.

Питер Гринуэй отправил кино в топку. Что взамен?

Я не берусь судить о правоте или неправоте Питера Гринуэя по той простой причине, что художник не может быть прав или неправ. Он лишь делает свое дело, а наше дело – принимать или не принимать. Публика Летней киношколы и журналисты Гринуэя практически не приняли. Однако не это смущает меня, а тот факт, что, вместо толковых вопросов и дискуссии, зрители лекции принялись нарциссически заявлять «Вот я не такой умный, как вы» или «Вы как хотите, а я…» Это, конечно, грустно. Слишком рано подавать нам гурманское блюдо. Ведь творчество, как известно, совершенно непредсказуемо и делаться на заказ не может. Как и удовлетворять всех. А мы ждем от каждого перформанса и каждой картины почти всегда удовольствия, хотя эту функцию искусство утратило еще в конце 19 века.

Питер Гринуэй отправил кино в топку. Что взамен?

Конечно, проблемой современных киношников является тот факт, что они учатся по старым правилам, по образцам старых мастеров, учатся делать то, что было актуальным лет 40 назад. Но современному кино это не нужно, и они, как мне кажется, это чувствуют, но боятся принять. Что кино умерло, что доживают последние дни кинофестивали образца Одесского, что кино нужно нечто новое и небывалое, и фестивали должны выглядеть и проводиться иначе. Вот только предложить этого современные киношники не могут, как и спрыгнуть с прочной платформы классики.

Правда, и Гринуэй с публикой не церемонился. Разозлившись от глупых вопросов, следующие к нему обращения он выслушивал спиной к вопрошающему, а одного зрителя и вовсе в сердцах обозвал тупым.

Питер Гринуэй отправил кино в топку. Что взамен?

Мне нравится тот факт, что Питер Гринуэй – 70-летний режиссер – продолжает разъезжать по миру с лекциями, искать деньги на реализацию своих проектов, что он творит и придумывает новые пути развития. Мне нравится то, что он делает с классическими картинами и фресками, оживляя их при помощи видео и графики. По ходу, это нравится еще и Папе Римскому, который предложил Гринуэю «оживить» «Тайную вечерю» Леонардо Да Винчи. Кстати, превью именно к этому перформансу, видео-арту – называйте, как хотите, предлагаю посмотреть и вам.

В общем, судите сами:)

Фото: Илона Матишинец

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: