Каннские победы украинского кино

ретроспектива
Каннские победы украинского кино
Режиссеры и фильмы, о которых заговорили в мире
Несмотря на то, что вздохи об упадке украинского кино считаются хорошим тоном в околокультурных кругах, даже небольшой, но вдумчивый экскурс в историю «отношений» наших режиссеров с главным кинофестивалем планеты убеждает в обратном. Например, на их счету есть парочка беспрецедентных побед, а также масса положительной критики и нетерпеливых ожиданий со стороны каннского зрителя (а это обычно продвинутая кинотусовка со всего мира). Судите сами.
ПУТНИКИ: первый «дипломный проект» независимой Украины
Фильм: «Путники»
Год:
2005
Режиссер: Игорь Стрембицкий
Награды: «Золотая пальмовая ветвь» за лучший короткометражный фильм

Первую «Золотую пальмовую ветвь» за короткометражный фильм от независимой Украины получил Игорь Стрембицкий в 2005 году — за документальную ленту «Путники». Это неожиданно, но в Канне действительно победила дипломная работа режиссера, снятая на остатки просроченной кинопленки. Игорь поясняет:

«Осталась бракованная пленка на пятнадцать минут. У одного куска срок годности закончился в 1998 году, а у другого — в 2000-м, из них нужно было сделать часть, то есть десять минут. Я понял, что очень четко должен знать, что хочу сказать, кого и что хочу увидеть в кадре. Ходил, искал, фотографировал, долго общался с героями, спрашивал, как они себя хотят видеть. Не заставлял их ничего делать…»

Фильм представляет собой сборник видеопортретов, снятых в доме престарелых, психоневрологическом диспансере и прочих местах, где бросается в глаза изоляция людей. Судя по судьбе фильма, это идеальный артхаусный микс.

Успешный КРОСС Марины Вроды
Фильм: «Кросс»
Год: 2011
Режиссер: Марина Врода
Награды: «Золотая пальмовая ветвь» за лучший короткометражный фильм

В 2011 году Марина Врода стала вторым украинским режиссером-обладателем «Золотой пальмовой ветви». Фильм «Кросс» был отобран среди полутора тысяч картин, заявленных на участие. По словам режиссера, выпускницы университета имени Карпенко-Карого, она сняла фильм-метафору:

«Там в буквальном смысле школьники бегут кросс в лесу. И есть один мальчик. Сначала его заставляют бежать, потом он бежит сам, а дальше смотрит, как бежит другой. Есть герой, который отделяется от толпы. Все его называют лузером, но именно он и становится главным. Этим фильмом я просто пытаюсь задать вопрос: зачем бежим и куда бежим? Такая себе аллюзия на нашу с вами Украину».

На самом деле как раз в этой цитате практически и пересказан весь сюжет фильма. Вот как вы это себе представили, так все и происходит. Именно поэтому в Украине фильмы Марины Вроды вызывают споры и резкое несовпадение мнений. Как, например, короткометражка «Улитки», освистанная половиной зала в прошлом году на Одесском кинофестивале. Но это Украина, а мы о Канне…

Сергей Лозница — свой среди чужих
Фильм: «В тумане»
Год:
2012
Режиссер: Сергей Лозница
Награды: Специальный приз ФИПРЕССИ (Международной организации кинокритиков)

В 2010-м Сергей Лозница в рамках конкурсной программы фестиваля представил свою дебютную полнометражную картину «Счастье мое». Белорус Лозница — завсегдатай Канна, и хотя, представляя Украину, он не получал наград, мы не можем умолчать о режиссере с хорошей каннской историей.

Фильм «Счастье мое» и документальная лента «Майдан» вызвали в свое время волны едкой критики. Что характерно, первая работа — от российских критиков, за то, что Россия, показанная в фильме (да-да, Россия в фильме от Украины), полна чернухи и безысходности. А за фильм «Майдан» обиделись уже украинцы. Мол, ничего светлого и прекрасного, что было на Майдане, работа режиссера не отразила, а только унылое и снова-таки безысходное. Что ж, таков уж Лозница — милейший и обаятельный человек, который упорно погружается в созерцание черной действительности. На критику он пожимает плечами:

«Перед вами поставили зеркало — можете отойти, а можете посмотреть».

Впрочем, уже фильм «В тумане» не вызвал волны народного гнева от соотечественников-белорусов, зато принес Лознице в Канне приз ФИПРЕССИ в 2014 году. Мы не можем не порадоваться за человека, ставшего практически своим среди любых чужих и не любящего приукрашать реальность.


ПЛЕМЯ— каннское «за», оскаровское «против»
Фильм: «Племя»
Год: 2014
Режиссер: Мирослав Слабошпицкий
Награды: Гран-при «Недели критики», приз фонда Ган, приз «Открытие»

«Племя» стало вторым полнометражным фильмом от независимой Украины, представленным в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. Кроме того, этот бессловесный нуар пока единственный фильм, который за 53-летнюю историю «Недели критики» получил такое количество наград (три из четырех). После украинского проката рассказывать, о чем фильм, нет смысла, да и его продюсер Валентин Васянович сделал это вполне исчерпывающе:

«Несколько длинных планов на весь фильм, сцены секса, убийства, аборта. Вот вам рецепт успешного кино!»

Мирослав Слабошпицкий использовал Гран-при «Недели критики» (а также ряд наград других фестивалей и одобрительный твит Даррена Аронофски) как аргумент в борьбе с оскаровским комитетом Украины. Последние, напоминаем, отправили в качестве претендента на награду Американской киноакадемии фильм Олеся Санина «Поводырь» и отстояли свою точку зрения, чем очень обидели амбициозных авторов «Племени». Вся киношная Украина разделилась на два лагеря, а Facebook содрогнулся от эмоциональных заявлений с обеих сторон (как водится, артхаус против зрительского кино, а насилие и безнадега против светлого и жизнеутверждающего). Слабошпицкий и Ко проиграли битву, но не войну. Оскаровский комитет вскоре был распущен, а режиссер… вошел в новый состав.
Текст: Илона Морган

Написать комментарий

Такий e-mail вже зареєстровано. Скористуйтеся формою входу або введіть інший.

Ви вказали некоректні логін або пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: