Каннские победы украинского кино

ретроспектива
Каннские победы украинского кино
Режиссеры и фильмы, о которых заговорили в мире
Несмотря на то, что вздохи об упадке украинского кино считаются хорошим тоном в околокультурных кругах, даже небольшой, но вдумчивый экскурс в историю «отношений» наших режиссеров с главным кинофестивалем планеты убеждает в обратном. Например, на их счету есть парочка беспрецедентных побед, а также масса положительной критики и нетерпеливых ожиданий со стороны каннского зрителя (а это обычно продвинутая кинотусовка со всего мира). Судите сами.
ПУТНИКИ: первый «дипломный проект» независимой Украины
Фильм: «Путники»
Год:
2005
Режиссер: Игорь Стрембицкий
Награды: «Золотая пальмовая ветвь» за лучший короткометражный фильм

Первую «Золотую пальмовую ветвь» за короткометражный фильм от независимой Украины получил Игорь Стрембицкий в 2005 году — за документальную ленту «Путники». Это неожиданно, но в Канне действительно победила дипломная работа режиссера, снятая на остатки просроченной кинопленки. Игорь поясняет:

«Осталась бракованная пленка на пятнадцать минут. У одного куска срок годности закончился в 1998 году, а у другого — в 2000-м, из них нужно было сделать часть, то есть десять минут. Я понял, что очень четко должен знать, что хочу сказать, кого и что хочу увидеть в кадре. Ходил, искал, фотографировал, долго общался с героями, спрашивал, как они себя хотят видеть. Не заставлял их ничего делать…»

Фильм представляет собой сборник видеопортретов, снятых в доме престарелых, психоневрологическом диспансере и прочих местах, где бросается в глаза изоляция людей. Судя по судьбе фильма, это идеальный артхаусный микс.

Успешный КРОСС Марины Вроды
Фильм: «Кросс»
Год: 2011
Режиссер: Марина Врода
Награды: «Золотая пальмовая ветвь» за лучший короткометражный фильм

В 2011 году Марина Врода стала вторым украинским режиссером-обладателем «Золотой пальмовой ветви». Фильм «Кросс» был отобран среди полутора тысяч картин, заявленных на участие. По словам режиссера, выпускницы университета имени Карпенко-Карого, она сняла фильм-метафору:

«Там в буквальном смысле школьники бегут кросс в лесу. И есть один мальчик. Сначала его заставляют бежать, потом он бежит сам, а дальше смотрит, как бежит другой. Есть герой, который отделяется от толпы. Все его называют лузером, но именно он и становится главным. Этим фильмом я просто пытаюсь задать вопрос: зачем бежим и куда бежим? Такая себе аллюзия на нашу с вами Украину».

На самом деле как раз в этой цитате практически и пересказан весь сюжет фильма. Вот как вы это себе представили, так все и происходит. Именно поэтому в Украине фильмы Марины Вроды вызывают споры и резкое несовпадение мнений. Как, например, короткометражка «Улитки», освистанная половиной зала в прошлом году на Одесском кинофестивале. Но это Украина, а мы о Канне…

Сергей Лозница — свой среди чужих
Фильм: «В тумане»
Год:
2012
Режиссер: Сергей Лозница
Награды: Специальный приз ФИПРЕССИ (Международной организации кинокритиков)

В 2010-м Сергей Лозница в рамках конкурсной программы фестиваля представил свою дебютную полнометражную картину «Счастье мое». Белорус Лозница — завсегдатай Канна, и хотя, представляя Украину, он не получал наград, мы не можем умолчать о режиссере с хорошей каннской историей.

Фильм «Счастье мое» и документальная лента «Майдан» вызвали в свое время волны едкой критики. Что характерно, первая работа — от российских критиков, за то, что Россия, показанная в фильме (да-да, Россия в фильме от Украины), полна чернухи и безысходности. А за фильм «Майдан» обиделись уже украинцы. Мол, ничего светлого и прекрасного, что было на Майдане, работа режиссера не отразила, а только унылое и снова-таки безысходное. Что ж, таков уж Лозница — милейший и обаятельный человек, который упорно погружается в созерцание черной действительности. На критику он пожимает плечами:

«Перед вами поставили зеркало — можете отойти, а можете посмотреть».

Впрочем, уже фильм «В тумане» не вызвал волны народного гнева от соотечественников-белорусов, зато принес Лознице в Канне приз ФИПРЕССИ в 2014 году. Мы не можем не порадоваться за человека, ставшего практически своим среди любых чужих и не любящего приукрашать реальность.


ПЛЕМЯ— каннское «за», оскаровское «против»
Фильм: «Племя»
Год: 2014
Режиссер: Мирослав Слабошпицкий
Награды: Гран-при «Недели критики», приз фонда Ган, приз «Открытие»

«Племя» стало вторым полнометражным фильмом от независимой Украины, представленным в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. Кроме того, этот бессловесный нуар пока единственный фильм, который за 53-летнюю историю «Недели критики» получил такое количество наград (три из четырех). После украинского проката рассказывать, о чем фильм, нет смысла, да и его продюсер Валентин Васянович сделал это вполне исчерпывающе:

«Несколько длинных планов на весь фильм, сцены секса, убийства, аборта. Вот вам рецепт успешного кино!»

Мирослав Слабошпицкий использовал Гран-при «Недели критики» (а также ряд наград других фестивалей и одобрительный твит Даррена Аронофски) как аргумент в борьбе с оскаровским комитетом Украины. Последние, напоминаем, отправили в качестве претендента на награду Американской киноакадемии фильм Олеся Санина «Поводырь» и отстояли свою точку зрения, чем очень обидели амбициозных авторов «Племени». Вся киношная Украина разделилась на два лагеря, а Facebook содрогнулся от эмоциональных заявлений с обеих сторон (как водится, артхаус против зрительского кино, а насилие и безнадега против светлого и жизнеутверждающего). Слабошпицкий и Ко проиграли битву, но не войну. Оскаровский комитет вскоре был распущен, а режиссер… вошел в новый состав.
Текст: Илона Морган

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: