В защиту "50 оттенков серого"
Я

читала подругам вслух. Сначала было трудновато: дело было на даче, и из соседних домов орали телевизоры и магнитофоны. Но чем дольше это длилось, тем тише вокруг становилось, и главу, где Кристиан занялся наконец сексом с Анастейшей, я читала уже в полной тишине – меня слушала вся улица. 

В защиту "50 оттенков серого"

"50 оттенков серого" – уже несколько дней главный предмет споров в нашем с приятелями чате; редакторы в украинском Vogue выдумывают тему за темой по следам "50 оттенков"; половина пресс-релизов о моде, украшениях и дизайне за последний месяц так или иначе касается этих книг и фильма; трилогия стоит на центральной полке в доме моих родителей (мне, ей богу, страшно даже подумать об этом) – это социо-культурное явление колоссальных масштабов.

Картына пожаловался на jetsetter.ua, что книга плохо написана, и мне захотелось вступиться за нее. Во-первых, потому что автор – женщина, и умудрилась поставить на уши всю планету. Это не так уж часто случается: Ангела Меркель, Анджелина Джоли, вот теперь Эрика Леонард Джеймс – на свете действительно не так уж много женщин, добившихся мирового признания. Нас с детства учат сидеть, помалкивать, не принимать решений и не иметь собственного мнения. Большинство женщин в итоге боятся рисковать и боятся успеха. А Джеймс не побоялась – умница, браво!

 Успех одной женщины – уже большое дело само по себе. Но с Джеймс еще лучше. Благодаря ее книгам сексуальная жизнь многих женщин становится лучше, потому что "50 оттенков серого" немного раздвигают границы нормы. А во-вторых, несколько девушек с писательскими амбициями теперь достанут свои собственные книги из столов и понесут в издательства: "если уж у этой вышло, у меня точно получится".

Понятно, что гендерные вопросы – мой конек, и я могу говорить о них часами. Но с "50 оттенками сегорого" дело далеко не только в них. Это все-таки хорошая книга.

Я сама автор и прекрасно понимаю, что слова в предложения можно складывать и поискусснее. Однако, литература – не только язык. Успех Джеймс в том, что ее книга попала в супервостребованную, но все еще пустуюшую категорию – это сказка для взрослых.

В защиту "50 оттенков серого"

Большинство успешных взрослых сказок опираются на некий костыль: "Гарри Поттер" – на волшебство, "Сумерки" – на вампиров, "Звездные войны" – на дронов и звездолеты, марвеловские истории – на сверхспособности и тд. "50 оттенков серого" – сказка без костылей. В ней люди – всего лишь люди. Просто мужчина встречает просто женщину. И отсюда такой фурор.

Картына употребляет слова "исторя современной Золушки" в уничижительном ключе, и он прав, с той только поправкой, что это на самом деле круто. И Джеймс вдвойне молодец – она рискнула выступить в жанре взрослой сказки, к которому обращено сейчас пристальное внимание, и где, следовательно, много риска. Но ей надо было самой изобрести велосипед, потому что списывать ей было не у кого – успешных взрослых сказок о простых людях мало.

И примитивные характеры, на которые сетует Картына, – тоже стилистический прием. Сказка – место для архетипов, а им положено быть простыми. И поэтому Кристан – такой принц-перепринц. А Анастейша – девственница и удивляется имейлу.

Странный на первый взгляд сюжет – абсолютно уместен в сказке. Герой проводит героиню в потусторонний мир (и бдсм здесь, конечно, в первую очередь символ темной стороны, а не инструкция по применению), а она тем временем расколдовывает чудовище в человека.

И даже простенький язык – нормальная в данном случае история. Это же не большая семейная драма и не психологический триллер. Он здесь даже желателен, этот примитивный язык – для целостного восприя сказки именно как сказки.

Толковая книга, одним словом.

Пойду, что-ли, теперь кино посмотрю. 

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: