Второй день Одесского кинофестиваля без преувеличения порадовал встречами сразу с двумя выдающимися персонами западного кино, и слегка расстроил фильмом Духless – жалко потерянного времени. Но обо всем по порядку.
Питер Гринуэй – человек-универсал, режиссер, писатель, создатель мультимедийного проекта «Чемодан Тульса Люпера». Его выступление на пресс-конференции и ответы хоть сейчас можно собирать в цитатник великих людей, а ненаигранный интерес к публике, который он проявлял в диалогах, вызывает одобрение.
Новая Святая Троица
Конечно, Питеру Гринуэю задавали странные вопросы. Но с ответами он не мешкал.
На вопрос, планирует ли он в своем новом фильме про Эйзенштейна аллюзии на Христа, Гринуэй даже не стал ерничать, а выдал:
«Сейчас у людей есть новая Святая Троица, которая пришла на смену религиозной. Это лептоп, мобильный и средство записи изображения».
И далее:
«Религия? Вот уже две тысячи лет она обещает нам The pie on the sky when we die. (Пирог на небе когда мы умрем)».
«Ко мне приходят люди, которые жалуются «Мистер Гринуэй, я не умею ни танцевать, ни петь, ни рисовать. Но это ведь ерунда! Все умеют танцевать, петь, рисовать. Только кто требует от вас делать это на олимпийском уровне?»
«Сейчас для человечества актуальны две идеи – интерактивность и мобильность. Две самые продуктивные в ХХ веке идеи. Кино на это неспособно, так До свидания кино! Но плакать нечего – то, что ждет нас впереди, – это настолько более интересные вещи, в сравнении с которыми «Автар», «Титаник» и «Звездные войны» покажутся нам столь же старомодными, как средневековые лекции при светильниках».
«Кино – это очень пассивное занятие. Вы идете в кино, где сидите в темноте около двух часов, пока идет фильм. Какого черта вы сидите в темноте и смотрите в одну точку? Какого черта, как спрашивал Жан-Люк Годар, вы это делаете, когда две трети мира в это время у вас за спиной? Это абсолютно антифизиологично. И так уже 117 лет. Вы так же спокойны, как если бы были мертвы».
«У вас очень старомодный фестиваль со старомодным кино. А важно создавать новое. Мне бы не хотелось наливать новое вино в старые меха».
«Для меня, журналисты – низшая форма жизни. От чего вы отказались, чтобы стать журналистом? Кем бы вы хотели стать на самом деле?»
«Властелин колец», «Гарри Поттер» – это все текстовое кино. Если вы прочтете книги, то получите те же самые впечатления. А кино должно быть визуальным".
Огонь, вода и Киллиан Мерфи
Полной противоположностью Гринуэю оказался сдержанный в общении, но хорошо воспитанный (то есть, не позволяющий себе скептических гримас в ответ на удручающие вопросы журналистов) ирландский актер Киллиан Мерфи. Впрочем, и он не выдержал, когда его спросили, нравится ли ему Одесса. «О да, я обожаю Одессу!У вас здесь все такие расслабленные», – сыронизировал Мерфи.
Со мной согласились коллеги – Мерфи необязательно слушать, но смотреть на него можно бесконечно. В нем есть особая притягательность, никак не связанная с особенностями лица – хотя лицо тоже ничего. Это как смотреть на воду и огонь – любуйтесь!:)
Общение сразу с двумя талантливыми людьми подряд в очередной раз продемонстрировало убогость нашей журналистики, да простят меня коллеги. «Назовите список любимых фильмов» или «Изучали ли вы проблему домашнего насилия в мире или в постсоветских странах…» Коллеги, окститесь!
Кино с Духlessoм
Особняком среди показов и пресс-конференций субботы стоит фильм Духless.
Однажды Сергей Шнуров сказал: «В России нет русского кино. В России есть русскоязычное кино, содранное у Голливуда. Это выглядит так, будто Голливуд повернулся к нам задницей, а мы в эту задницу старательно и безуспешно орем».
Фильм Духless – это очередной крик в голливудскую задницу. В фильме нет особого смысла, нет идеи, и, чтобы зрители этого не заметили, авторы утомительно эксплуатируют клиповый монтаж и сальные шутки, штампы и стереотипы, а аутентичности в русскоязычное кино добавляют при помощи обильного мата.
Сюжет повествует об успешном 30-летнем менеджере крупной инвестиционной компании Максиме Андрееве. О том, как он проматывает жизнь, нюхает кокаин, имеет все, что движется и случайным образом влюбляется в бунтарку и хулиганку без грамма силикона, но зато с мозгами, Юлю.
Беда авторов фильма в том, что они ну совершенно ничего не знают о той жизни, которую пытались изобразить. Видно, что сам Роман Прыгунов не имеет отношения ни к светской жизни, ни к бизнесу, ни к ночным клубам (хотя здесь чуть получше), ни к мусорным свалкам даже, которые у него гламурно-стерильны. В итоге, авторская призма оказывается слишком, катастрофически, узкой.
Лучший момент фильма – когда главный герой едет на мотоцикле, сидя за Юлей, и подставляет лицо ее развеваемым ветром волосам.
Худший момент – когда герой неясно с какого перепугу (инстинкт самосохранения у него не работает что ли?) лезет в мусорный контейнер и сворачивается там в позу зародыша. Конечно, мы предполагаем, что в момент вложен огромный концептуальный смысл, но, по правде говоря, это просто бездумный, инфантильный и ничем не оправданный пафос.
Полагаю, автор любит «Бойцовский клуб», Гая Ричи и «Generation П». Но это не повод, скажем честно, совсем не повод снимать свое кино.
Существует ли ведьмы?
Завершил второй день фестиваля фильм «Красные огни». Многопластовый мистический триллер радует зрителя любого уровня интересов – здесь и детектив, и мистика, и настоящий духовный прорыв.
Главный герой, физик Том Бакли в исполнении Киллиана Мерфи (еще одна встреча и еще два часа любования) на пару со своей более взрослой коллегой – доктором Маргарет Матесон – разоблачает всяких шарлатанов и оракулов, которые пудрят людям мозги. Простая логика и доверие только к тому, что видишь, помогают на раз обломать всяких псевдомедиумов, пока ученые не натыкаются на своего главного антагониста – экстрасенса в исполнении Роберта Де Ниро.
Незрячий и представительный Саймон Силвер любим публикой за эффектные выступления, полеты над сценой, убедительные фокусы с чудесным излечением и так далее. Однажды, когда герой Киллиана пытается его прищучить, в огромном зале начинается светопреставление с электрикой, а в своем кабинете умирает доктор Маргарет – подруга и коллега Тома.
Одержимый идеей мести за Маргарет и несовместимым с нормальной жизнью желанием разоблачить «мага» Силвера, Бакли продолжает преследовать его, пробираясь сквозь ночные кошмары, взрывы электроприборов, птиц, разбивающихся о стекло и прочие мистические страсти. Кстати, страшно, да…
Фильм снят очень тонко. С первых моментов заражаешься главной мыслью «Существует ли магия?», и авторы фильма с одинаковой убедительностью демонстрируют оба противоположных ответа на этот вопрос. Вплоть до самого финала, когда герои все-таки разоблачают своего могучего противника, который оказывается просто талантливым фокусником, да еще и зрячим.
В кульминационный момент Том Бакли, эффектно избитый в туалете, выходит на очный бой в зал, полный зрителей, убеждает их в том, что магии не существуют, что все они подвержены влиянию талантливого фокусника, заставляет того ошибиться и «посмотреть» на зал… И в порыве спора вдруг вызывает землетрясение, перебои с электрикой, а после и вовсе останавливает дождь. «Главное – принять себя», – говорит наш герой, оказавшийся именно тем, против кого и с кем он боролся в течение всего фильма.
Фильм, конечно же, о принятии себя. Можно бесконечно делать выводы, но главное, о чем говорят авторы – нужно принять не только свою слабость, но и свою силу, что порой оказывается намного труднее, опаснее и даже страшнее.
А Киллиан Мерфи, посмотрев фильм Чарли Чаплина на Ланжероновском, прибыл еще и на показ фильма. «Какой же он маленький», – разочарованно отмечали девушки в толпе.
«Добрый вечер», – сказал Киллиан по-русски. «Я не знаю, что вам сказать. Но надеюсь, фильм вам понравится». И убежал на вечеринку, честно отработав целый день в «обожаемой» Одессе.
Фото: Александр Пилюгин, Илона Матишинец
Кадры из фильмов: oiff.com.ua, kinopoisk.ru
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: