В защиту "50 оттенков серого"
Я

читала подругам вслух. Сначала было трудновато: дело было на даче, и из соседних домов орали телевизоры и магнитофоны. Но чем дольше это длилось, тем тише вокруг становилось, и главу, где Кристиан занялся наконец сексом с Анастейшей, я читала уже в полной тишине — меня слушала вся улица. 

"50 оттенков серого" — уже несколько дней главный предмет споров в нашем с приятелями чате; редакторы в украинском Vogue выдумывают тему за темой по следам "50 оттенков"; половина пресс-релизов о моде, украшениях и дизайне за последний месяц так или иначе касается этих книг и фильма; трилогия стоит на центральной полке в доме моих родителей (мне, ей богу, страшно даже подумать об этом) — это социо-культурное явление колоссальных масштабов.

Картына пожаловался на jetsetter.ua, что книга плохо написана, и мне захотелось вступиться за нее. Во-первых, потому что автор — женщина, и умудрилась поставить на уши всю планету. Это не так уж часто случается: Ангела Меркель, Анджелина Джоли, вот теперь Эрика Леонард Джеймс — на свете действительно не так уж много женщин, добившихся мирового признания. Нас с детства учат сидеть, помалкивать, не принимать решений и не иметь собственного мнения. Большинство женщин в итоге боятся рисковать и боятся успеха. А Джеймс не побоялась — умница, браво!

 Успех одной женщины — уже большое дело само по себе. Но с Джеймс еще лучше. Благодаря ее книгам сексуальная жизнь многих женщин становится лучше, потому что "50 оттенков серого" немного раздвигают границы нормы. А во-вторых, несколько девушек с писательскими амбициями теперь достанут свои собственные книги из столов и понесут в издательства: "если уж у этой вышло, у меня точно получится".

Понятно, что гендерные вопросы — мой конек, и я могу говорить о них часами. Но с "50 оттенками сегорого" дело далеко не только в них. Это все-таки хорошая книга.

Я сама автор и прекрасно понимаю, что слова в предложения можно складывать и поискусснее. Однако, литература — не только язык. Успех Джеймс в том, что ее книга попала в супервостребованную, но все еще пустуюшую категорию — это сказка для взрослых.

Большинство успешных взрослых сказок опираются на некий костыль: "Гарри Поттер" — на волшебство, "Сумерки" — на вампиров, "Звездные войны" — на дронов и звездолеты, марвеловские истории — на сверхспособности и тд. "50 оттенков серого" — сказка без костылей. В ней люди — всего лишь люди. Просто мужчина встречает просто женщину. И отсюда такой фурор.

Картына употребляет слова "исторя современной Золушки" в уничижительном ключе, и он прав, с той только поправкой, что это на самом деле круто. И Джеймс вдвойне молодец — она рискнула выступить в жанре взрослой сказки, к которому обращено сейчас пристальное внимание, и где, следовательно, много риска. Но ей надо было самой изобрести велосипед, потому что списывать ей было не у кого — успешных взрослых сказок о простых людях мало.

И примитивные характеры, на которые сетует Картына, — тоже стилистический прием. Сказка — место для архетипов, а им положено быть простыми. И поэтому Кристан — такой принц-перепринц. А Анастейша — девственница и удивляется имейлу.

Странный на первый взгляд сюжет — абсолютно уместен в сказке. Герой проводит героиню в потусторонний мир (и бдсм здесь, конечно, в первую очередь символ темной стороны, а не инструкция по применению), а она тем временем расколдовывает чудовище в человека.

И даже простенький язык — нормальная в данном случае история. Это же не большая семейная драма и не психологический триллер. Он здесь даже желателен, этот примитивный язык — для целостного восприя сказки именно как сказки.

Толковая книга, одним словом.

Пойду, что-ли, теперь кино посмотрю. 

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: